РП Родной русский язык 4 класс на 2022-23

Планируемые результаты освоения программы 4-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть
различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи
между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному
языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
 воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое
пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
 приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
 расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
 осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
 осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
 распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
 понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их
употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное
уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
 понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы
русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
 понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
 понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
 осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
 соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
 соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
 произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
 осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
 выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению
реальной действительности;
 проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
 выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
 редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

 употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного
числа имён существительных;
 употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена
синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени;
 выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
 редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и
пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
 соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
Соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться
словарями:
 использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы
формообразования;
 использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и
в процессе редактирования текста;
 использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов
произношения;
 использование учебных словарей для уточнения состава слова;
 использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
 использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),
соблюдение норм речевого этикета:
 владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа;
 владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа;
 чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок,
рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

 умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных,
выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
 умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих
частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения
заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
 умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
 уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
 уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами
корректного речевого поведения в ходе диалога;
 умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы
одноклассника, мини-доклад;
 создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
 создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных
праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
 создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление
его в устной форме;
 оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
 редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета:
 соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
 различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

2.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1.Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова,
связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом
уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3.Секреты речи и текста (12 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Повторение – 2ч.

3. Тематический план
№
п/п

1
2
3
4
5

Название раздела

Количество часов
Авторская
программа

Рабочая
программа

Русский язык: прошлое и
настоящее
Язык в действии

14

14

6

6

Секреты речи и текста
Резерв
Повторение
Итого

12
2
0
34

12
0
2
34

Контрольные работы

Проекты

1
1- Контрольное
изложение
1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».