РП 1-кл крымскотатарский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Учебное пособие: Гафарова М.Ш. Элифбе» Москва, «Просвещение», 2017г.: учебное пособие для общеобразовательных организаций с
обучением на крымскотатарском и русском языках /С.С. Саттарова, М.С. Саттарова – М. : Просвещение, 2017.
Рабочая программа по родному языку (крымскотатарскому) составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по
крымскотатарскому языку и рабочей программы «Крымскотатарская язык (родной)» (под ред. А.С. Аблятипова – М.: «Просвещение»,
2015г.) для учащихся 1 класса МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК( КРЫМСКОТАТАРСКИЙ»
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» разработана для организаций,
реализующих программы начального общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи
образовательным организациям и учителю и позволит: реализовать в процессе преподавания учебного предмета
«Родной язык (крымскотатарский» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования;определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной
язык (крымскотатарский» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; Примерной основной образовательной
программой начального общего образования (в редакции протокола от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебнометодического объединения по общему образованию); Примерной программой
воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя
рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную
область «Крымскотатарский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном
(крымскотатарском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют

свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной
программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский» курс направлен на формирование понимания места и
роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и
художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства
субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, н ациональной
истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации. В основу курса «Родной язык (крымскотатарский)» положена мысль о том, что крымскотатарская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, крымскотатарская литература
устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего крымскотатарской национальнокультурной традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК( КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Целями изучения предмета «Родной язык (крымскотатарский)» являются:

воспитание ценностного отношения к крымскотатарской литературе как существенной части родной
культуры;

включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его
культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение крымскотатарской
культуры;

развитие читательских умений.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту крымскотатарского народа, введение
обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к
крымскотатарской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального
крымскотатарского сознания и отражённых в родному языку;


обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях крымскотатарского языка на основе изучения
произведений крымскотатарской литературы;

формирование
потребности
в
постоянном
чтении
для
развития
личности,
для
речевого
самосовершенствования;

совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении;

развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний
о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК ( КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Родной язык (крымскотатарский)» составлена на основе требований к предметным результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 34 часа (1 ч. в 1 классе).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание учащимися своей принадлежности к
крымскотатарскому этносу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства,
формирование
патриотических ценностей);
овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России,
формирование межэтнического согласия;
формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к природе, родному краю; понимание важности
здорового образа жизни;
развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации;
формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся:
формирование умений использовать родной язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему,
способности ориентироваться в средствах и условиях общения;
формирование умений подбирать языковые средства для ведения диалога, составления письменных текстов;
учиться работать с различной информацией, правильно использовать орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты обучающихся:
овладение начальными представлениями о нормах родного языка (орфографическими, лексическими, грамматическими), правилами

речевого этикета;
формирование понятия о родном языке как части национальной культуры народа;
формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного материала, находить, сравнивать,
классифицировать звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения;
знание правил правописания;
применение полученных знаний в общении;
развитие способности работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное, обобщать знания о языке и
применять на практике.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ.
В 1-х классах обучающиеся оцениваются вербально. Со 2-го класса – по 5-балльной системе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (крымскотатарский)» у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих
историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения
своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);

сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на
примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)
при поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (крымскотатарский)» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать
с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учеб ной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:

понимание родной крымскотатарской литературы как национально- культурной ценности народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание коммуникативно-эстетических возможностей крымскотатарского языка на основе изучения произведений
крымскотатарской литературы;

осознание значимости чтения родной крымскотатарской литературы для личного развития; для познания себя, мира,
национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении
крымскотатарской литературы;

ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами,
обоснование нравственной оценки поступков героев;

овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;

совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);

применение опыта чтения произведений крымскотатарской литературы для речевого самосовершенствования (умения
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения);

самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;

использование справочных источников для получения дополнительной информации.

Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание.

Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладения нормами речевого этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм языка.
Практическое овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное
чтение. Нахождение необходимой информации в тексте и ее обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку, письменное изложение. Составление
небольших описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных
гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками.
Произношение звуков в соответствии с нормами
крымскотатарского языка. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной
модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.
Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом. Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших

рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после мягкого слога или твердого;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных
гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Установление числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
крымскотатарского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения. Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Прямое и переносное
значение слова.
Устойчивые сочетания слов. Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и омонимов.
Выделение в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения. Предложение. Порядок слов в предложении
(подлежащее предшествует сказуемому). Работа с предложением. Связь слов в предложении. Виды предложений. Интонация в
предложении. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема и главная мысль текста. Виды текста. Части
текста.

1 класс
Подготовительный этап (4 часа).
Букварный период (10 часов).
Послебукварный период (7 часов).
Наша речь. Язык и речь.(2 часа).
Звуки и буквы.(3 часа). Звуки и буквы. Крымскотатарский алфавит. Гласные и согласные звуки. Специфические звуки крымскотатарского
языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Твердые и мягкие гласные звуки. Губные и негубные гласные звуки.
Слог. Слово. Ударение (2часа). Слово и слог. Ударение. Перенос слов.
Предложение (2 часа). Диалог.
Текст(2 часа).
Повторение(1 час).

Тематическое планирование
Наименование разделов
1-й класс. «Обучение грамоте и развитие речи»
Подготовительный этап
Букварный период
Послебукварный период
Наша речь
Звуки и буквы
Слово. Слог. Ударение
Предложение
Текст
Повторение

Примерная (авторская)
программа

Рабочая программа

15
45
12
2
7
6
6
5
1
Всего: 99 ч

4
10
7
2ппрограмма
3
2
2
2
1
Всего: 33 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».