РП Основы мировых религиозных культур.. 4 класс

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,
семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
1. Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
 о мировых религиях;
 об основателях религий мира,
 о священных книгах религий мира;
 о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
 об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
 названия мировых религий,
 имена основателей религий мира,
 названия основных праздников религий мира,
 особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
 воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
 работать с различными источниками информации;
 осуществлять творческую деятельность;
 овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как
основы культурных традиций многонационального народа России;

 знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе;
 формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности
России;
 осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее
осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
 воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


2. Содержание программы
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия – наша Родина. (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).
Культура и религия. Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на
культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.Религии мира и их основатели.
Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака,
Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и
христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в
христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор.
Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре
христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной
культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории
России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский
печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в
XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства.
Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам:
ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва
(мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных
ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира.
Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам,
Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях. Творческие
работы обучающихся.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. Любовь и уважение к Отечеству. Святыни православия, ислама,
буддизма, иудаизма. Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. Российские
православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме,
иудаизме, светской этике
3.Тематический план:
№ Блоки тем

К-во часов в
авт. программе
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
Основы религиозных культур
28
Духовные традиции многонационального народа России
5
Итого
34

К-во часов в РП и КТП

1
2
3.

1
28
5
34

Курс ОРКСЭ оценивается вербально.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».