1.Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности в начальной школе по общеинтеллектуальному направлению «Проектная деятельность» разработана на основе: 1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»; 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» 5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования. Цель: научить решению творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 2.Общая характеристика курса Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребѐнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология, которая помогает решить задачу формирования самостоятельности ребѐнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребѐнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. 3. Описание места курса в учебном плане Данный курс рассчитан в 1-ом классе на 33 часа (1 час в неделю) 4. Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД Познавательные УУД: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Регулятивные УУД: -уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время подвижной игры. Коммуникативные УУД: -уметь распределять функции и роли в совместной деятельности - при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера. Личностные УУД: -освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, -готовность принять на себя ответственность; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса результаты личностные формируемые умения формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метапредметные результаты средства формирования организация на уроке парногрупповой работы регулятивные в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 5. Содержание курса Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • системность организации учебно-воспитательного процесса; • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. 6.Тематическое планирование 1 класс № Тема 1 Кто я? Моя семья Основные виды деятельности Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; аргументировать свою позицию и координировать ее с Кол-во Дата часов 2 позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; преобразовывать 1 практическую задачу в познавательную; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. 2 Чем я люблю Беседа, высказывания заниматься. учащихся, Хобби рассматривание фотографий и презентаций 3 О чем я больше Обсуждение всего хочу проектов рассказать. Выбор темы проекта 4 Как собирать Обсуждение, просмотр преобразовывать 1 практическую материал? Твои подготовленного задачу в помощники материала познавательную; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. тем проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 2 Выявление проблемы, выделять 1 обсуждение, работа в существенную информацию из текстов парах разных видов; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. 5 Проблема. Решение проблемы 6 Гипотеза. Играем Разыгрывание в предположения ситуаций, обсуждение 7 Цель проекта Учимся важное. 8 Задача проекта Учимся ставить задачи учиться выполнять 2 различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. выделять проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 1 преобразовывать практическую задачу в познавательную; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в 1 сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; выделять 1 существенную информацию из текстов разных видов; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 9 Выбор нужной Выбор информации с информации помощью книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов 10 Интересные Встречи с интересными проявлять познавательную люди – твои людьми инициативу в учебном помощники сотрудничестве; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, Продукт проекта Практическая работа, преобразовывать практическую моделирование задачу в познавательную; 2 работа, преобразовывать практическую задачу в познавательную; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 1 11 1.Виды Макет 12 продукта. Практическая аппликация 1 2.Визитка 1 13 учиться выполнять 2 различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. Презентации, обсуждение 3.Как правильно Практическая работа. проявлять познавательную 14 составить визитку Составление визитки инициативу в учебном к проекту сотрудничестве 4.Выступление проявлять Практическая работа познавательную перед знакомой инициативу в учебном аудиторией 15 сотрудничестве; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 5.Выступление проявлять Практическая работа познавательную 16 перед знакомой инициативу в учебном аудиторией сотрудничестве 6.Подготовка учиться выполнять Парно-групповая различные роли в ответов на работа группе предполагаемые (лидера, исполнителя, вопросы «из зала» критика). 17 по теме проекта умение координировать свои усилия с усилиями других. 7.Пробные Практическая 18 выступления обсуждение перед незнакомой аудиторией 1 1 1 1 работа, учиться выполнять 2 различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. 8. Играем в ученых. Игры, викторины «Мобильные телефоны». Это проявлять познавательную инициативу в учебном сорудничестве; 2 19 интересно 9.Играем в ученых. Опыты, Получение работа электричества с помощью волос. 20 знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, практическая аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 1 теста, преобразовывать практическую задачу в познавательную; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 1 для Составление и проявлять обсуждение памятки; познавательную инициативу в учебном работа в группах сотрудничестве; знакомиться с 22 основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, 12. Твои впечатления Обсуждение, защита проявлять познавательную 23 от работы над проекта инициативу в учебном проектами сотрудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в 1 10. Тест «Чему 21 научился?» 11. Памятка учащегосяпроектанта я Проведение обсуждение 2 совместной деятельности; 13.Ярмарка достижений Выставка работ 24 учиться выполнять 2 различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов 7.Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса Для учителя: 1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаѐм/Приложение к Учебному плану 2013-2014 Дополнительная литература для учителя: 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с. 5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 Для обучающихся: 1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаѐм/ Дополнительная литература для обучающихся: 2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с. 3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы: 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11) 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11) 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__ 8.Планируемые результаты изучения учебного курса В ходе решения системы проектных задач ученик научится: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Ученик получит возможность научиться: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • структурировать материал; • готовить тексты собственных докладов; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.