РП Проектная деятельность ПДФ

1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по общеинтеллектуальному
направлению «Проектная деятельность» разработана на основе:
1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 года, регистрационный№ 193;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от
06.10.2009 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г.
«О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных
учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего
образования.
Цель: научить решению творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации
информации.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).

2.Общая характеристика курса
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное с удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребѐнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология, которая помогает решить задачу формирования
самостоятельности ребѐнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребѐнку

научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать
навыки делового общения в процессе работы над проектом.

3. Описание места курса в учебном плане
Данный курс рассчитан в 1-ом классе на 33 часа (1 час в неделю)

4. Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Регулятивные УУД:
-уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время
подвижной игры.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять функции и роли в совместной деятельности
- при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера.
Личностные УУД:
-освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
-готовность принять на себя ответственность;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
результаты
личностные

формируемые умения
формировании у детей мотивации к
обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метапредметные результаты

средства формирования
организация на уроке парногрупповой работы

регулятивные

в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве

учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с
учителем;
• планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане осуществлять
итоговый и пошаговый контроль

по результату;
познавательные
умения учиться: навыках решения
творческих задач и навыках поиска,
анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную
работу.
• осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной
литературы;
- основам смыслового чтения
художественных и познавательных
текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных
видов;
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;
коммуникативные Учиться выполнять различные роли в
группе(лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с
усилиями других.
• формулировать собственное мнение
и позицию;
• договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве

• осуществлять
расширенный поиск информации
с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;

учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать относительность мнений
и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
продуктивно разрешать
конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно
и полно передавать партнеру
необходимую информацию как
ориентир для построения
действия;

5. Содержание курса
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и
писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения
учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации
информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи
им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе

которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с
начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя,
расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как
серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка
требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему
приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания,
позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это
специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к
поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной
деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для
решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную
среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая
деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы
обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт
самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в
содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

6.Тематическое планирование 1 класс
№

Тема

1

Кто я? Моя семья

Основные виды
деятельности
Беседа, высказывания
учащихся,
рассматривание
фотографий
и
презентаций

УУД
в сотрудничестве с
учителем
ставить новые учебные
задачи;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с

Кол-во Дата
часов
2

позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;
преобразовывать
1
практическую
задачу в
познавательную;
учиться выполнять
различные роли в
группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.

2

Чем я люблю Беседа, высказывания
заниматься.
учащихся,
Хобби
рассматривание
фотографий
и
презентаций

3

О чем я больше Обсуждение
всего
хочу проектов
рассказать. Выбор
темы проекта

4

Как
собирать Обсуждение, просмотр преобразовывать
1
практическую
материал? Твои подготовленного
задачу в
помощники
материала
познавательную;
учиться выполнять
различные роли в
группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.

тем проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;

2

Выявление проблемы, выделять
1
обсуждение, работа в существенную
информацию из текстов
парах
разных видов; учиться
выполнять различные
роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.

5

Проблема.
Решение
проблемы

6

Гипотеза. Играем Разыгрывание
в предположения ситуаций, обсуждение

7

Цель проекта

Учимся
важное.

8

Задача проекта

Учимся ставить задачи

учиться выполнять
2
различные роли в
группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.

выделять проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;

1

преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в

1

сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;
выделять
1
существенную
информацию из текстов
разных видов;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;

9

Выбор
нужной Выбор информации с
информации
помощью
книг,
энциклопедий,
Интернет-ресурсов

10

Интересные
Встречи с интересными проявлять
познавательную
люди
–
твои людьми
инициативу в учебном
помощники
сотрудничестве; знакомиться с
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов,
Продукт проекта Практическая работа, преобразовывать
практическую
моделирование
задачу в
познавательную;

2

работа, преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную;
знакомиться с
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов,

1

11

1.Виды
Макет
12

продукта. Практическая
аппликация

1

2.Визитка
1
13

учиться выполнять
2
различные роли в
группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.

Презентации,
обсуждение

3.Как
правильно Практическая работа. проявлять
познавательную
14 составить визитку Составление визитки
инициативу в учебном
к проекту
сотрудничестве
4.Выступление
проявлять
Практическая работа
познавательную
перед
знакомой
инициативу в учебном
аудиторией
15
сотрудничестве;
знакомиться с
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов,
5.Выступление
проявлять
Практическая работа
познавательную
16 перед
знакомой
инициативу в учебном
аудиторией
сотрудничестве
6.Подготовка
учиться выполнять
Парно-групповая
различные роли в
ответов
на работа
группе
предполагаемые
(лидера, исполнителя,
вопросы «из зала»
критика).
17 по теме проекта
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.
7.Пробные
Практическая
18 выступления
обсуждение
перед незнакомой
аудиторией

1

1

1

1

работа, учиться выполнять
2
различные роли в
группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других.

8. Играем в ученых. Игры, викторины
«Мобильные
телефоны». Это

проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сорудничестве;

2

19

интересно

9.Играем в ученых. Опыты,
Получение
работа
электричества с
помощью волос.
20

знакомиться с
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов,
практическая аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;

1

теста, преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную;
знакомиться с
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов,

1

для Составление
и проявлять
обсуждение памятки; познавательную
инициативу в учебном
работа в группах
сотрудничестве;
знакомиться с
22
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов,
12.
Твои впечатления Обсуждение,
защита проявлять
познавательную
23 от работы над проекта
инициативу в учебном
проектами
сотрудничестве;
аргументировать свою
позицию и
координировать ее с
позициями
партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в

1

10.
Тест «Чему
21 научился?»

11.
Памятка
учащегосяпроектанта

я Проведение
обсуждение

2

совместной
деятельности;
13.Ярмарка
достижений

Выставка работ

24

учиться выполнять
2
различные роли в
группе
(лидера, исполнителя,
критика).
умение координировать
свои усилия с усилиями
других; знакомиться с
основами смыслового
чтения
художественных и
познавательных
текстов

7.Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения
образовательного процесса

Для учителя:
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3,
4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам.
Исследуем,доказываем, проектируем, создаѐм/Приложение к Учебному плану 2013-2014
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.
А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –
М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем,проектируем, создаѐм/
Дополнительная литература для обучающихся:
2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая
погода», 2007.- 159с.
3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__
8.Планируемые результаты изучения учебного курса
В ходе решения системы проектных задач ученик научится:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».