Общая характеристика курса Программа учебного курса «Крымоведение» для учащихся начальных классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание курса. Основное назначение реализации программы состоит в формировании природоведческой, обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. Спецификой данного курса является: − интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе; − цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах) программы; − формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова; − приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и историко-культурного наследия Крыма; − учет возрастных и психологических особенностей младших школьников; − направленность курса на воспитательный эффект. Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода. Задачи: − сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова; − раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края; − развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи; − формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты: − формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма; − формирование целостного взгляда на мир; − формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; − развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе; − формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма. Метапредметные результаты: − овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета; − освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера; − активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; − использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме. Предметные результаты: − формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова; − развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи; − освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; − воспитание любви к крымской природе, ее уникальности; − формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме; − воспитание чувства гордости за Республику Крым. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения: − пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме; − осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет; − работать со справочно-энциклопедическими изданиями; − использовать полученные знания в жизни. Содержание программы Раздел 1. Введение. Волшебный край, очей отрада…(1 ч) Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это звучит гордо!». Раздел 2. Крым – орден на груди планеты Земля (4 ч) Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. Раздел 3. Природные особенности и богатства Крыма (17 ч) Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. Раздел 4. Учимся путешествовать и дружить с природой (4 ч) Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». Раздел 5. Историко-культурное наследие Крыма (4 ч) Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». Раздел 6. Профессиональная деятельность Крыма и моего региона (4 ч) Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. № 1. 2. 3. 4. 5. Тематический план Тема Введение. «Волшебный край, очей отрада…» Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Итого Количество часов 1 4 17 4 4 4 34