РП ИЗО.. 4 класс

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в
процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
● понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
● сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
● сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством
учителя;
● умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
● освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
● овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
● освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
● овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
● использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
● умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
● осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
● сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно нравственном развитии человека;
● сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

● овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
● овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
● знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура),
декоративной (народных и прикладные виды искусства);
● •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
● понимание образной природы искусства;
● •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
● применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно -творческих работ;
● способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
● умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
● выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
● усвоение названий ведущих художественных музеев России
● и художественных музеев своего региона;
● умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
● способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
● способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к
природе,человеку.
● умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
● освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
● овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
● умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
● умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
● изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
● способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей
истории;
● умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего
мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчес тве
и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется
трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и
духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической
и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении явлений жизни и
искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять
простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Требования к уровню подготовки учащихся заканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России, Крыма; ведущие художественные музеи России, Крыма.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в
декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного иск усства;
• оценки произведений искусства ( собственное мнение) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного
творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; украшение или декоративная
художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн
декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явлен ия в
природе и деятельности человека;
• развивать фантазию, воображение, проявление в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения
пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенност ей образного языка
разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в
творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира ;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных ви дах
искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение
взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

2. Содержание учебного предмета в 4 классе
Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34 ч)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной кра соте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания
учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества.
Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их
содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма,
самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди
одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их
эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Пейзаж
родной
земли

Деревнядеревян
ный мир

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики
различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и
др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской
природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А.
Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в
понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота
разных времен года.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром
природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в
конструкции и декоре избы космогонических представлений —
представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы.
Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как
поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в
разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары,
колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного
зодчества.
Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги
(объем, полуобъем); 2)создание образа традиционной деревни:
коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги
(с объединением индивидуально сделанных деталей).
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, клей.

Характеризовать красоту природы
родного края.
Характеризовать особенности красоты
природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности
пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками
работы гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать
красоту русского деревянного зодчества
Характеризовать значимость гармонии
постройки с окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции
русской избы и назначение ее отдельных
элементов.
Изображать графическими или
живописными средствами образ русской
Овладевать навыками конструирования конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно (объемный
макет) способом объединения
индивидуально сделанных изображений.
Овладевать навыками коллективной
деятельности, работать организованно в
команде одноклассников под руководством
учителя.

Приобретать представление об особенно
стях национального образа мужской и
женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию
русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального
восприятия традиционного народного
костюма.
Различать деятельность каждого из БратьевМастеров (Мастера Изображения, Мастера
Украшения и Мастера Постройки) при
создании русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически
оцениватьобразы человека в произведениях
художников.
Создавать женские и мужские народные
образы (портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры
человека.
Изображать сцены труда из крестьянской
жизни.
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.Роль
Эстетически оценивать красоту и значение
Народные традиционных народных праздников в жизни людей.Календарные
народных праздников.
праздники праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья,
Знать и называть несколько произведений
(обобщени связанные с приходом весны или концом страды и др.
русских художников на тему народных
е темы)
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев,
праздников.
К. Юон, Ф. Малявин и др.).
Создавать индивидуальные
Задание: создание коллективного панно на тему народного
композиционные работы и коллективные
праздника(возможно создание индивидуальных композиционных работ).
панно на тему народного праздника.
Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая Овладевать на практике элементарными
велась в течение нескольких занятий. Материалы: гуашь, кисти, листы
основами композиции.
бумаги (или обои)
Красота
человека

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями
жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об
умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека.
Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений
об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и
их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение
в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А.Венецианов,
И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова,
Б.Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях
русских художников.
Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных
костюмах.Вариант задания: изготовление кукол по типу народных
тряпичных или лепных фигур.
Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости.
Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ,
символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.).

Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и
окружающей его предметной среды.Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при
формировании образа.
Родной
угол

Древние
соборы

Города
Русской
земли

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки
города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему.
Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в
формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и
«горизонталь». Их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова,
И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)
Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из
бумаги или лепка крепостных стен и башен).
Вариант задания: изобразительный образ города-крепости.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки;
графические материалы.

Понимать и объяснять роль и значение
древнерусской архитектуры.
Знать
конструкцию
внутреннего
пространства
древнерусского
города
(кремль, торг, посад).Анализировать роль
пропорций в архитектуре, понимать
образное
значение
вертикалей
и
горизонталей
в
организации
городскогопространства.Знатькартины
художников, изображающие древнерусские
города.Создаватьмакет
древнерусского
города.Эстетически оценивать красоту
древнерусской храмовой архитектуры.
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы гоПолучать представление о конструкции
сударства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
здания древнерусского каменного храма.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое
Понимать роль пропорций и ритма в
значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. архитектуре древних соборов.
Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Моделировать или изображать
Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного
древнерусский храм (лепка или постройка
храма (для макета города).Вариант задания: изображение храма.
макета здания; изобразительное решение).
Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей;
гуашь, кисти, бумага.
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад Знать и называть основные структурные
основные структурные части города. Размещение и характер жилых
части города, сравнивать и определять их
построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой.
функции, назначение.
Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних
Изображать и моделировать наполненное
городов.
жизнью людей пространство
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурнодревнерусского города.
предметной среде. Единство конструкции и декора.
Учиться понимать красоту исторического
Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение
образа города и его значение для
постройки макета города (коллективная работа).Вариант задания:
современной архитектуры.
изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид
Интересоваться историей своей страны.
города).Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или
гуашь, кисти.

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина,
Древнерус
торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в
ские
одежде, символические значения орнаментов.Развитие навыков
воинызащитник ритмической организации листа, изображения человека.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
и
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.

Знать и называть картины художников,
изображающих древнерусских воинов —
защитников Родины (В. Васнецов, И.
Билибин, П. Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя
и его дружину).Овладевать навыками
изображения фигуры человека.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Уметь анализировать ценность и
Новгород.
Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля неповторимость памятников древнерусской
Псков.
архитектуры.
Владимир (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и
Воспринимать и эстетически переживать
и Суздаль. памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером
красоту городов, сохранивших исторический
Москва.
деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых
облик, — свидетелей нашей истории.
соборов.
Выражать свое отношение к архиХрамы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блажен- тектурным и историческим ансамблям
ного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в
древнерусских городов.
Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Рассуждать об общем и особенном
Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической
вдревнерусской архитектуре разных городов
архитектурой города.
России.
Вариант задания: живописное или графическое изображение
Уметь объяснять значение архитектурных
древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих
памятников древнего зодчества для
уроках дети занимались постройкой).
современного общества.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.
Создавать образ древнерусского города.
Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных
Иметь представление о развитии декора
Узорочье
центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские
городских архитектурных построек и
теремов
дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство.
декоративномукрашении инРезные украшения и изразцы.Отражение природной красоты в орнаментах терьеров(теремных палат).Различать
(преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство деятельность каждого из Братьев-Мастеров
украшений.
(Мастер Изображения, Мастер Украшения и
Задание: изображение интерьера теремных палат.
Мастер Постройки) при создании теремов и
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или
палат.
цветная), гуашь, кисти.
Выражать в изображении праздничную
нарядность, узорочье интерьера терема
(подготовка фона для следующего задания).
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусПонимать роль постройки, изображения,
Пир в
украшения при создании образа
теремных ского города.Праздник в интерьере царских или княжеских палат:
изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские
древнерусского города.
палатах
стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах.
Создавать изображения на тему
(обобще

ние темы) Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры,
убранства помещений.Значение старинной архитектуры для современного
человека.
Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как
обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание
персонажей, предметов; аппликация).Вариант задания: индивидуальные
изображения пира (гуашь) Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы,
клей.

праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в
коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания общей
композиции.

Каждый народ — художник (11 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать
явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это
пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры
человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же Обрести знания о многообразии
Страна
время
вписана в современный мир.Особое поклонение природе в японской представлений народов мира о
восходя
культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента красоте.Иметь интерес к иной и необычной
щего
жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический
солнца.
художественной культуре.Иметь
смысл.Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Образ
представления о целостности и внутренней
художестве
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. обоснованности различных художественных
нной
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с
культур.Восприниматьэстетический хараккультуры передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном
тер традиционного для Японии понимания
Японии
контакте с природой.Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды,
красоты природы.Иметьпредставлениеоб
напоминающая дерево.Образ женской красоты — изящные ломкие линии, образе традиционных японских по
изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие строек и конструкции здания храма
интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая (пагоды).Сопоставлять традиционные предасимметрия — характерные особенности японского
ставления о красоте русской и японской
искусства.Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», женщин.Понимать особенности изображе«Праздник хризантем» и др.Особенности изображения, украшения и
ния, украшения и постройки в искусстве
постройки в искусстве Японии.
Японии.Изображать природу через детали,
характерные для японского искусства (ветки
Задание 1. Изображение природы через характерные детали.
дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как
кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей
свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт ли- вишни на фоне тумана, дальних гор),

ца, прически, волнообразного движения фигуры.Вариант задания:
выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно.
Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишнисакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный
коллаж).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Народы
гор и
степей

Города в
пустыне

развивать живописные и графические
навыки. Создавать женский образ в
национальной одежде в традициях японского
искусства.Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.Приобретать
новые навыки в изображении при роды и
человека,новые конструктивные навыки,
новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работе с
выразительными средствами художественных материалов.Осваиватьновые
эстетические представления о поэтической
красоте мира.
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в Понимать и объяснять разнообразие и
самых разных природных условиях. Связь художественного образа
красоту природы различных регионов нашей
культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность
страны, способность человека, живя в самых
человека в построении своего мира.
разных природных условиях, создавать свою
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими
самобытную художественную
крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; культуру.Изображать сцены жизни людей в
костюм и орнаменты.
степи и в горах, передавать красоту пустых
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как
пространств и величия горного
произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты.
пейзажаОвладевать живописными навыками
Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы
в процессе самостоятельной творческой
орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
работы.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств
(развитие живописных навыков).Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с
толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина —
главный строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход —
портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы.
Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Задание: создание образа древнего среднеазиатского города
(аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных
построек).Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.

Характеризовать особенности
художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с
особенностями природы и природных
материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского
города.
Овладевать навыками конструирования из
бумаги и орнаментальной графики.

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и
России.Образ греческой природы. Мифологические представления
древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа
прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм
как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа.
Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский
Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое
согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций
в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая
греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком -особенность
миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник ВеликихПанафиней.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних
греков.
Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги;
изображение фигур олимпийских спортсменов и участников
праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий
праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или
Олимпийские игры). Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.
Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и
Европей
скиегород сплошные фасады каменных домов.Образ готического храма. Его величие
и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впеа
Средневе чатление. Портал храма. Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.Городская толпа, сословное
ковья
разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды.
Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии,
удлиненные пропорции.Единство форм костюма и архитектуры, общее в
их конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового
города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и
его окружения (предметный мир).
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель),
Древняя
Эллада

Эстетически воспринимать произведения
искусства Древней Греции, выражать свое
отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие
скульптурные и архитектурные
произведения.
Уметь характеризовать отличительные
черты и конструктивные элементы
древнегреческого храма, изменение образа
при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию
греческих храмов.
Осваивать основы конструкции,
соотношение основных пропорций фигуры
человека.
Изображать олимпийских спортсменов
(фигуры в движении) и участников
праздничного шествия (фигуры в
традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему
древнегреческих праздников.

Видеть и объяснять единство форм
костюма и архитектуры, общее в их
конструкции
и
украшениях.Использоватьвыразительные
возможности пропорций в практической
творческой работе.Создаватьколлективное
панно.Использоватьи развивать навыки
конструирования
из
бумаги
(фасад
храма).Развивать навыки изображения
человека в условиях новой образной системы.

ножницы, клей.
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный
Многообраз
иехудоже мир, в котором выражается душа народа.
ственных
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек,
культур
гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные
в мире
праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого
(обобщение народа).
темы)
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Осознавать цельность каждой культуры,
естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и многообразии
художественных культур народов
мира.Узнаватьпо предъявляемым
произведенииямхудожественные культуры, с
которыми знакомились на
уроках.Соотноситьособенности
традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках,
собственной художественно-творческой
деятельности.Осознать как прекрасное то,
что человечество столь богато разными
художественными культурами

Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и
безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность
сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает
опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его
внутренний мир и представления о жизни.
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, Узнавать и приводить примеры
Материн
дающей
жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
произведений искусств, выражающих красоту
ство
Великие произведения искусства на на тему материнства: образ
материнства.Рассказывать о своих
Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства впечатлениях от общения с произведениями
в искусстве XX века.Развитие навыков творческого восприятия
искусства, анализироватьвыразительные
произведений искусства и навыков композиционного изображения.
средства произведений.Развиватьнавыки
Задание: изображение (по представлению) матери и
композицион
дитя,ихединства,ласкит. е. отношения друг к другу.
ногоизображения.Изображатьобраз
Материалы: гуашь, кисти или пастель,бумага
материнства (мать и дитя), опираясь на
впечатления от произведений искусства и
жизни.
Мудрость Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной Развивать навыки восприятия произведений
старости жизни человека.Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к искусства.Наблюдатьпроявления духовного
старости в традициях художественной культуры разных народов.
мира в лицах близких людей.Создаватьв

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты
Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).Задание:
изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить
его внутренний мир.Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

процессе творческой работы эмоционально
выразительный образ пожилого человека
(изображение по представлению на основе
наблюде
ний).
Искусство
разных
народов
несет
в
себе
опыт
сострадания,
сочувствия,
Уметь объяснять, рассуждать, какв произСопережи
вызывает сопереживание зрителя.Искусство воздействует на наши
ведениях искусства выражается печальное и
вание
чувства.Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство
трагическое содержание.Эмоционально отк
художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать
ликатьсяна образы страдания в произведени
чужому горю, чужому страданию.
ях искусства, пробуждающих чувства печали
Искусство служит единению людей в преодолении бед и
и участия.Выражать художественными средтрудностей.Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом,
ствами свое отношение при изображении
придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
печального события.Изображать в
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
самостоятельной творческой работе
драматический сюжет.
Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем
Приобретать творческий композиционный
Герои искусстве.
опыт в создании героического
защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление ду- образа.Приводитьпримеры памятников
ховной красоты.Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям Отечества
героям. Монументы славы.
Приобретать творческий опыт создания
Задание: лепка эскиза памятника герою.
проекта памятника героям (в
объеме)Овладевать
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
навыками изображения в объеме, навыками
композиционного построения в скульптуре
Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
Приводить примеры произведений
Юность
изобразительного искусства, посвященных
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое
и
теме детства, юности,
надежды будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
надежды,уметьвыражать свое отношение к
Примеры произведений, изображающих юность в русском и
ним.Выражатьхудожест венными средевропейском искусстве.
ствами радость при изображении темы
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах,
детства, юности, светлой мечты.
путешествиях, открытиях.
Развивать композиционные навыки
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.
изображения и поэтического видения жизни.
Вечные
темы
в
искусстве.
Объяснять
и оценивать свои впечатления от
Искусство
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа,
произведений искусства разных
народов
творчество
зрителя,
влияющее
на
его
внутренний
мир
и
представления
о
народов.Узнаватьи называть, к каким
мира
жизни
художественным культурам относятся
(обобще
Роль
искусства
в
жизни
человека.
Многообразие
образов
красоты
и
предлагаемые (знакомые по урокам)
ние темы)

единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных
народов мира.Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей,
учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

произведения искусства и традиционной
культуры.Рассказывать об особенностях
художественной культуры разных (знакомых
по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.Участвовать в
обсуждении выставки

3.Тематический план
№ Темы, входящие в разделы программы
1 Истоки родного искусства

Количество часов в
авторской программе
8

Количество часов врабочей
программе и КТП
8

2

Древние города нашей земли

7

7

3

Каждый народ — художник

11

11

4

Искусство объединяет народы?

8

8

34

34

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».