РП ИЗО 1 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры
учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности
путѐм освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала
учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической
позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной
деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно
изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды
искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию
произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно -бытовой
культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений дет ского
творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия
детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры,
выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно -материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует
объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на
восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным
разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает
приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественноэстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в проц ессе
практического решения художественно-творческих задач.
Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10 лет, при этом
содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей,
проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с
задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным
для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей
и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объѐме 1 ч одного учебного часа в
неделю. Изучение содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных
часов в неделю за счѐт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При
этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как
предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
1 класс — 33 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от
содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности.
Приѐмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на
основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности.
Цельная форма и еѐ части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях
урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.
Навыки смешения красок и получениенового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью.
Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времѐн года. Живопись (гуашь),
аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной
формы (черепашки, ѐжика, зайчика, птички и др.).

Приѐмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская
или каргопольская игрушка, или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами надрезания, закручивания,
складывания.
Объѐмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.
Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение еѐ в природе. Последовательное ведение работы над изображением
бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов:
дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путѐм складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей
и составных частей зданий.
Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание объѐмных простых геометрических тел. Овладение
приѐмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приѐма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от
поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с
изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на
сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач
— установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания
произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»

Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования
находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а
также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально- личностные позиции и социально
значимые личностные качества; духовно- нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению,
готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в
творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма,
уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной
культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. Урок
искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной
художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих
качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к
искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания
направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений
обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое
воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и

природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в
художественно- творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и еѐ образа в
произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий,
приносящих вред окружающей среде.
уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной
культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. Урок
искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной
художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих
качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет
способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к
искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания
направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений
обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое
воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и
сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и
пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами
разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на
установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и
анализировать
эмоциональное воздействие
цветовых отношений в
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и
сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) визуальном образе; сравнивать плоскостные и
пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами
разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на
установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и
анализировать
эмоциональное воздействие
цветовых отношений в пространственной среде и
плоскостном изображении
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных
художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных
заданий;проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определѐнных учебных установок в
процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и
продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного
мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную
среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по
результатам проведѐнного наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания
произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства,
справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную
в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять еѐ в различных видах:
рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и
зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
3. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения —
межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения
с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании
обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с
учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и
строить действия по еѐ достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к
своей задаче по достижению общего результата
4. Овладение универсальными регулятивными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи,

поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической
работы, сохраняя порядок в окружающем
пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в
соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования, утверждѐнному приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой
работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой
формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный форматлиста для выполнения соответс твующих задач
рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать еѐ в своей практической художественной
деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их
поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в
рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своѐ мнение с опорой на опыт жизненных
ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового
цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.

Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объѐмных форм в природе
(облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приѐмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объѐмном
изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объѐмных форм из бумаги путѐм еѐ складывания,
надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на
основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок
или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов
(дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов) и опыт практической
художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока);
анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приѐмы конструирования из бумаги, складывания объѐмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета,
настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной
учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учѐтом учебных
задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной

аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских
умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А.
Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным
настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в
соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его
содержание и какова композиция в кадре.

Тематическое планирование
Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Наблюдать, рассматривать,
анализировать детские
рисунки с позиций их
содержания и сюжета,
настроения;
Объяснять расположение
изображения на листе и

Устный опрос;

http://school- collection.edu.ru

практические
работы

Количество часов
контрольные
работы

Наименование
разделов и тем
программы

всего

№
п/п

Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1.

Восприятие детских
рисунков. Навыки
восприятия
произведений детского
творчества и
формирование
зрительских умений.

1

0

0

https://uchebnik.mos.ru/

1.2.

Первые представления
о композиции: на
уровне образного
восприятия.
Представление о
различных
художественных
материалах.

1.3.

Обсуждение
содержания рисунка.

Итого по модулю 1

выбор вертикального или
горизонтального формата;
Объяснять, какими
художественными
материалами (карандашами,
мелками, красками и т. д.)
сделан рисунок;

catalogue/materialview/
atomic_objects/651804

Рисовать, выполнить
рисунок на простую, всем
доступную тему, например
«Весѐлое солнышко»,
карандашами или мелками;
1

Модуль 2. Графика
2.1.

Линейный рисунок.

2.2.

Разные виды линий.

1

0

1

Наблюдать и анализировать Практическая
характер линий в природе;
работа;
Создавать линейный
рисунок — упражнение на
разный характер линий;
Приобрести знания о и
линии как основе
изображения на плоскости;
Приобрести новый опыт
наблюдения окружающей
реальности; Рассматривать и
анализировать иллюстрации
известных художников
детских книг с позиций
освоенных знаний о линии и
пропорциях.

http://school-collection.edu.ru
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/75768

2.3.

2.4.

Линии в природе.
1
Ветки
(по фотографиям):
тонкие— толстые,
порывистые, угловатые,
плавные и др.

Графические
материалы и их
особенности. Приѐмы
рисования линией.

2.5.

Рисунок с натуры:
Рисунок листьев
разнойформы
(треугольный,
круглый, овальный,
длинный).

2.6.

Последовательность
рисунка.

1

1

0

0

0

0

1

1

Осваивать навыки работы
Устный опрос;
графическими материалами;
Наблюдать и анализировать
характер линий в природе;
Создавать линейный
рисунок — упражнение на
разный характер линий;
Приобрести знания о и
линии как основе
изображения на плоскости;
Приобрести новый опыт
наблюдения окружающей
реальности;
Осваивать навыки работы
Практическая
графическими
работа;
материалами;
Наблюдать и
анализировать характер
линий в природе;
Создавать линейный
рисунок — упражнение на
разный характер линий;
Выполнять с натуры
Практическая
рисунок листа дерева;
работа;
Рассматривать и
обсуждать характер
формы листа; Осваивать
последовательность
выполнения рисунка;
Приобретать опыт
обобщения видимой
формы предмета;
Приобрести знания о линии
как основе изображения на
плоскости;

http://school- collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/75768
http://school- collection.edu.ru
https://easyen.ru/load/
mkhk_izo/1_klass/prezentacija_
k_uroku_izobrazhat_mozhno_l
iniej/185-1-0-57224
https://nsportal.ru/shkola/
izobrazitelnoeiskusstvo/library/2012/10/25/preze
ntatsiya-k- uroku-v-1-klasseizobrazhenie

2.7.

2.8.

Первичные навыки
определения
пропорций и
понимания их
значения. От одного
пятна — «тела»,
меняя пропорции
«лап» и «шеи»,
получаем рисунки
разных животных.
Линейный
тематический рисунок
(линия рассказчица)
на сюжет
стихотворения или
сюжет из жизни детей
(игры во дворе, в
походе и др.) с
простым и весѐлым
повествовательным
сюжетом.

1

0

1

1

0

1

Анализировать и
сравнивать соотношение
частей, составляющих
одно целое, рассматривать
изображения животных с
контрастными
пропорциями; Приобретать
опыт внимательного
аналитического
наблюдения;
Развивать навыки рисования
по представлению
и воображению; Выполнить
линейный рисунок на темы
стихов С. Я. Маршака, А. Л.
Барто, Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по выбору
учителя)
с простым весѐлым, озорным
развитием сюжета;
Приобрести знания о линии
как основе изображения на
плоскости;
Приобрести новый опыт
наблюдения окружающей
реальности; Рассматривать
и анализировать
иллюстрации известных
художников детских книг с
позиций освоенных знаний
о линии и пропорциях;

Практическая
работа;

Практическая
работа;

https://infourok.ru/prezentaciyapo- izobrazitelnomu-iskusstvuna-temu-liniya- rasskazchicaklass-1621290.html

2.9.

Пятно-силуэт.
Превращение
случайного пятна в
изображение зверушки
или фантастического
зверя. Развитие
образного видения и
способности
целостного,
обобщѐнного видения.
Пятно как основа
графического
изображения.

1

0

1

Развивать навыки
рисования по
представлению
и воображению;
Использовать графическое
пятно как основу
изобразительного образа;
Соотносить форму пятна с
опытом зрительных
впечатлений; Приобрести
знания о пятне и линии как
основе изображения на
плоскости;

Практическая
работа;

https://easyen.ru/load/mkhk_
izo/1_klass/prezentacija_k_
uroku_izobrazhat_mozhno_
pjatnom/185-1- 0-56817
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/
atomic_objects/563875

2.10. Тень как пример
пятна. Теневой театр.
Силуэт.
2.12. Рассмотрение и анализ
средств выражения —
пятна и линии — в
иллюстрациях
художников к детским
книгам.

1

1

0

Приобретать опыт
Контрольная
внимательного
работа;
аналитического наблюдения;
Развивать навыки рисования
по представлению
и воображению;
Выполнить линейный
рисунок на темы стихов
С. Я. Маршака, А. Л. Барто,
Д. Хармса, С. В. Михалкова
и др. (по выбору учителя)
с простым весѐлым,
озорным развитием
сюжета;

Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись

8

https://uchitelya.com/nachaln
aya- shkola/189297prezentaciya-knizhnayaillyustraciya.html

3.1.

3.2.

3.3.
3.4.

Цвет как одно из
главных средств
выражения в
изобразительном
искусстве. Навыки
работы гуашью в
условиях урока.
Три основных цвета.
Ассоциативные
представления,
связанные с каждым из
цветов. Навыки
смешения красок и
получения нового
цвета.
Эмоциональная
выразительность цвета.
Цвет как выражение
настроения, душевного
состояния.

1

1

0

0

1

1

Осваивать навыки работы
гуашью в условиях
школьного урока;
Знать три основных цвета;
Обсуждать ассоциативные
представления, связанные с
каждым цветом;
Экспериментировать,
исследовать возможности
смешения красок,
наложения цвета на цвет,
размывания цвета в
процессе работы над
разноцветным ковриком;

Практическая
работа;

Осознавать эмоциональное
звучание цвета, то, что
разный цвет«рассказывает»
о разном настроении —
весѐлом, задумчивом,
грустном и др.;

Практическая
работа;

Объяснять, как разное
настроение героев
передано художником в
иллюстрациях; Выполнить
красками рисунок с
весѐлым или
грустным настроением;

https://youtu.be/hlpLNRYz1YU

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7878/main/266977/

https://uchitelya.com/izo/17274prezentaciya-vyrazhaem-emociicherez-cvet- 1-klass.html

3.5.

3.6.

3.7.

Наш мир украшают
цветы. Живописное
изображение по
представлению и
восприятию разных
по цвету и формам
цветков. Развитие
навыков работы
гуашью и навыков
наблюдения.
Тематическая
композиция
«Времена года».
Контрастные
цветовые состояния
времѐн года. Работа
гуашью, в технике
аппликации или в
смешанной технике.

1

1

1

0

Техника монотипии.
Представления о

1

0

1

симметрии. Развитие
ассоциативного
воображения.

0

1

Выполнить гуашью
рисунок цветка или
цветов на основе
демонстрируемых
фотографий или
по представлению;
Развивать навыки
аналитического
рассматривания разной
формы и строения цветов;
Осваивать навыки работы
гуашью в условиях
школьного урока;
Знать три основных цвета;
Обсуждать ассоциативные
представления, связанные с
каждым цветом;
Выполнить изображения
разных времѐн года;
Рассуждать и объяснять,
какого цвета каждое время
года и почему, как
догадаться по цвету
изображений, какое это
время года;
Иметь представления о
свойствах печатной
техники;
Осваивать технику
монотипии для развития
живописных умений и
воображения;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/5116/main/207755/
https://easyen.ru/ load/mkhk_izo/
1_klass/prezentacija_k_
uroku_mir_ polon_ukrashenij_
cvety/185-1-0-58484

Контрольная
работа;

Практическая
работа;

https://infourok.ru/ cvetovayateoriya
-vremen-goda- 3741529.html

https://uchebnik.mos.ru /
catalogue/material_
view/atomic_objects/5996985
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/5997089
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_
view/atomic_objects/5961888

Итого по модулю 3

5

Модуль 4. Скульптура
4.1.

4.2.

4.3.

Изображение в
объѐме. Приѐмы
работы с
пластилином;
дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из
цельной формы
(черепашки, ѐжика,
зайчика и т. д.).
Приѐмы вытягивания,
вдавливания, сгибания,
скручивания.

1

Бумажная пластика.
Овладение
первичными приѐмами
надрезания,
закручивания,
складывания в работе
над объѐмной
аппликацией.

1

0

0

1

1

Наблюдать, воспринимать
выразительные образные
объѐмы в природе: на что
похожи формы облаков,
камней, коряг, картофелин и
др.(в классе на основе
фотографий); Осваивать
первичные навыки лепки —
изображения в объѐме;
Осваивать первичные
навыки лепки —
изображения в объѐме;
Лепить из целого куска
пластилина мелких
зверушек путѐм
вытягивания,вдавливания;
Овладевать первичными
навыками работы
в объѐмной аппликации и
коллаже;
Осваивать навыки объѐмной
аппликации (например,
изображение птицы —
хвост, хохолок, крылья на
основе простых приѐмов
работы с бумагой);

Практическая
работа;

https://www.youtube.com/
watch?v=AkFBza8LbvQ
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-izo- po-teme-obemnayalepka-zverey- 429682.html

Практическая
работа;

https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuukrasheniya-ptic-obyomnayaapplikaciya- klass-1083651.html

4.4.

4.5.

Лепка игрушки по
мотивам одного из
наиболее известных
народных
художественных
промыслов
(дымковская,
каргопольская
игрушки или по
выбору учителя с
учѐтом местных
промыслов).

1

Объѐмная аппликация
из бумаги и картона.

1

Итого по модулю 4

0

0

1

1

4

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство

Рассматривать и
характеризовать глиняные
игрушки известных
народных художественных
промыслов; Анализировать
строение формы, частей и
пропорций игрушки
выбранного промысла;
Осваивать этапы лепки
формы игрушки и еѐ
частей;
Выполнить лепку
игрушки по мотивам
выбранного народного
промысла;

Практическая
работа;

Осваивать приѐмы
создания объѐмных
изображений из бумаги;
Приобретать опыт
коллективной работы по
созданию в технике
аппликации панно из работ
учащихся;

Практическая
работа;

https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/atomic
_objects/5729493
https://uchebnik.mos.ru/
catalogue/material_view/atomic_
objects/5729493

5.1

Узоры в природе.

5.2.

Наблюдение узоров в
живой природе (в
условиях урока на
основе фотографий).
Эмоциональноэстетическое
восприятие объектов
действительности.
Ассоциативное
сопоставление с
орнаментами в
предметах декоративноприкладного искусства.

1

0

0

Рассматривать и
эстетически
характеризовать различные
примеры узоров в природе
(на основе фотографий);
Приводить примеры и
делать ассоциативные
сопоставления с
орнаментами в предметах
декоративно-прикладного
искусства;

Устный опрос;

https://www.youtube.com/
watch?v=yKg_ quoOG7A&t=28s

5.3.

5.4.

5.5.

Представления о
1
симметрии и
наблюдение еѐ в
природе.
Последовательное
ведение работы над
изображением бабочки
по представлению,
использование линии
симметрии при
составлении узора
крыльев.
Узоры и орнаменты,
1
создаваемые людьми,
и разнообразие их
видов. Орнаменты
геометрические и
растительные.
Декоративная
композиция в круге
или полосе.

0

1

Выполнить рисунок
бабочки, украсив узорами
еѐ крылья;
Приобретать опыт
использования правил
симметрии при
выполнении рисунка;

Практическая
работа;

https://infourok.ru/prezentaciyapo-izo-uzori- na-krilyah-klass1406911.html

0

1

Рассматривать и
характеризовать примеры
художественно
выполненных орнаментов;
Определять в

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3726/main/169654/

предложенных орнаментах
мотивы изображения:
растительные,
геометрические,
анималистические;
Рассматривать орнаменты в
круге, полосе, квадрате в
соответствии с
оформляемой предметной
поверхностью; Выполнить
гуашью творческое
орнаментальное
стилизованное
изображение цветка, птицы
и др. (по выбору) в круге
или в квадрате (без
раппорта);

https://youtu.be/LGGTEvJRj4?list=PLPLJU
pFxaEza08OiLsYYyERqfzrdqKdY

5.6.

Орнамент,
характерный для
игрушек одного из
наиболее известных
народных
художественных
промыслов.
Дымковская,
каргопольская
игрушка или по
выбору учителя с
учѐтом местных
промыслов.

1

1

0

5.7.

Оригами — создание
игрушки для
новогодней ѐлки.
Приѐмы складывания
бумаги.

1

0

1

5.8.

Форма и украшение
бытовых предметов.

1

0

0

5.9.

Приѐмы
бумагопластики.
Сумка или упаковка и
еѐ декор.

1

0

1

Итого по модулю 5

7

Рассматривать и
характеризовать орнамент,
украшающий игрушку
выбранного промысла;
Выполнить на бумаге
красками рисунок орнамента
выбранной игрушки;
Выполнить рисунок
игрушки выбранного
художественного промысла
или, предварительно покрыв
вылепленную игрушку
белилами, нанести
орнаменты на свою игрушку,
сделанную по мотивам
народного промысла;
Осваивать технику
оригами, сложение
несложных фигурок;

Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
subject/lesson/4995/ start/161058/

Практическая
работа;

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2018/11/19/masterklass- novogodnee-origami

Узнавать о работе
художника по
изготовлению бытовых
вещей;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/sites/
default/files/2020/04/09/
stroim_veshchi.pptx

Узнавать о работе
художника по
изготовлению бытовых
вещей;
Осваивать навыки работы с
бумагой, ножницами,
клеем, подручными
материалами;

Практическая
работа;

https://infourok.ru/prezentaciy
a-k-uroku- izobrazitelnogoiskusstva-stroim-veshi4246899.html

Модуль 6. Архитектура
6.1.

Наблюдение
разнообразия
архитектурных
построек в
окружающем мире по
фотографиям,
обсуждение их
особенностей и
составных частей
зданий.

1

0

1

6.2.

Освоение приѐмов
конструирования из
бумаги. Складывание
объѐмных простых
геометрических тел.
Овладение приѐмами
склеивания деталей,
надрезания,
вырезания деталей,
использование
приѐмов симметрии.

1

0

1

Рассматривать и
сравнивать различные
здания в окружающем мире
(по фотографиям);
Анализировать и
характеризовать
особенности и составные
части рассматриваемых
зданий;
Выполнить рисунок
придуманного дома на
основе полученных
впечатлений (техника
работы может быть любой,
например с помощью
мелких печаток)
Осваивать приѐмы
складывания объѐмных
простых геометрических
тел из бумаги
(параллелепипед, конус,
пирамида) в качестве
основы для домиков;
Осваивать приѐмы
склеивания деталей,
симметричного надрезания,
вырезания деталей и др.,
чтобы получились крыши,
окна, двери, лестницы для
бумажных домиков;

Практическая
работа;

https://infourok.ru/prezentaciyapo-izo-klass- umk-shkola-rossiipostroyki-v-nashey- zhizni1113411.html

Практическая
работа;

https://www.youtube.
com/watch?v=n4VKECXvD1E

6.3.

Макетирование (или
создание аппликации)
пространственной
среды сказочного
города из бумаги,
картона или
пластилина.

Итого по модулю 6

1

0

1

Макетировать в игровой
форме пространство
сказочного городка (или
построить городок в виде
объѐмной аппликации);

Практическая
работа;

https://www.youtube.com/
watch?v=VEM6akFGxtE

Наблюдать, разглядывать,
анализировать детские
работы с позиций их
содержания и сюжета,
настроения, расположения
на листе,

Устный опрос;

https://www.uchportal.ru/load/47-10-72536
https://docs.google.com/viewerng/
viewer?url=https://nsportal.ru/sites/
default/files/2016/02/05/prezentatsi
ya5.pptx

3

Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1.

7.2.

Восприятие
произведений
детского творчества.
Обсуждение
сюжетного
и эмоционального
содержания детских
работ.
Художественное
наблюдение
окружающего мира
(мира природы) и
предметной среды
жизни человека
в зависимости от
поставленной
аналитической и
эстетической задачи
наблюдения
(установки).

1

0

0

цветового содержания,
соответствия учебной
задаче, поставленной
учителем; Приобретать
опыт эстетического
наблюдения природы на
основе эмоциональных
впечатлений и с учѐтом
визуальной установки
учителя;
Приобретать опыт
художественного
наблюдения предметной
среды жизни человека в

7.3.

Рассматривание
иллюстраций
к детским книгам на
основе
содержательных
установок учителя в
соответствии с
изучаемой темой.

7.4. Знакомство с
1
живописной
картиной.
7.5. Обсуждение
произведений с ярко
выраженным
эмоциональным
настроением или со
сказочным сюжетом.
Произведения В. М.
Васнецова, М. А.
Врубеля и других
художников (по
выбору учителя).
7.6. Художник и зритель. 1
Освоение зрительских
умений на основе
получаемых знаний и
творческих установок
наблюдения.

0

0

0

1

зависимости от
поставленной
аналитической и
эстетической задачи
(установки);
Осваивать опыт
восприятия и
аналитического
наблюдения
архитектурных построек;
Осваивать опыт восприятия
художественных
иллюстраций в детских
книгах в соответствии с
учебной установкой;
Приобретать опыт
специально организованного
общения со станковой
картиной; Осваивать опыт
эстетического,
эмоционального общения со
станковой картиной;
Приобретать опыт
зрительских умений,
включающих необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным
опытом зрителя;
Приобретать опыт
зрительских умений,
включающих необходимые
знания, внимание к
позиции автора и
соотнесение с личным

Устный опрос;

https://pedsovet.su/load/242-1-034152

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchitelya.com/nachalnayashkola/146685-prezentaciyavremena-goda- v-kartinahrusskih-hudozhnikov.html

7.7. Ассоциации из
личного опыта
учащихся и оценка
эмоционального
содержания
произведений.
7.8. Произведения И. И.
Левитана,
А. Г. Венецианова И.
И. Шишкина, А.
А. Пластова, К. Моне,
В. Ван Гога и других
художников (по
выбору учителя) по
теме «Времена года»
Итого по модулю 7

жизненным опытом
зрителя; Рассказывать и
обсуждать зрительские
впечатления и мысли;
Знать основные
произведения изучаемых
художников;

3

Модуль 8. Азбука цифровой графики
Фотографирование
1
мелких деталей
природы, запечатление
на фотографиях ярких
зрительных
впечатлений.
8.2. Обсуждение в
1
условиях урока
ученических
фотографий,
соответствующих
изучаемой теме.
8.1.

Итого по модулю 8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

1

Приобретать опыт
фотографирования с целью
эстетического и
целенаправленного
наблюдения природы;

0

0

Приобретать опыт
Устный опрос.
обсуждения фотографий с
точки зрения цели
сделанного снимка,
значимости его содержания,
его композиции;

3

23

2
33

Устный опрос.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уроки изобразительного искусства 1-4 класс; под редакцией Б.М.Неменского. Москва «Просвещение».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
2. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
3. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
4. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
5. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
6. Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
7. Презентации для начальной школы https://www.uchportal.ru/load/47-2-2
8. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/7/1
9. Инфоурок. Начальные классы. Презентации. https://infourok.ru/biblioteka/nachalnye-klassy/type-56
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-наглядный материал , геометрические тела, вазы, и т.д.);
-репродукции с картин художников,
-художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам
рисования с натуры и пр.);
- раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, экран, магнитная доска

Приложение к РП и КТП по изобразительному искусству в 1 классе
с учётом воспитательного компонента
№
п/п

Наименование раздела/темы

1

Модуль «Восприятие
произведений искусства»

2

Модуль «Графика»

3

Модуль «Живопись»

Колич
Модуль воспитательной программы
ество
«Школьный урок»
часов
-Всероссийский урок «Основы безопасности
1
жизнедеятельности»
- День знаний 01.09
- День окончания Второй мировой войны 03.09
- День солидарности в борьбе с терроризмом
03.09
-День рождения писателя А.К.Толстого (18178
1875) 05.09
-210 лет со дня Бородинского движения 07.09
-Международный день распространения
грамотности 08.09
-«Мир нужен всем» (к Международному дню
мира) 21.09
- «Экология и энергосбережение»
- Закон и порядок
-День Государственного герба и
Государственного флага Республики Крым 24.09
-День работника дошкольного образования 27.09
-Международный день пожилых людей 01.10
-Международный день музыки 01.10
- Безопасность на дороге
-День учителя 05.10
-День отца в России 16.10
-День Конституции Республики Крым 21.10
-Международный день школьных библиотек
25.10
-День рождения писателя С.Я.Маршака (18875
1964) 03.11
-День народного единства 04.11
-День рождения писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка

4

5

Модуль «Скульптура»

4

Модуль «Декоративноприкладное искусство»

7ч

(1852-1912) 05.11
-День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России 08.11
-День начала Нюрнбергского процесса 20.11
_День матери в России 27.11
-День Государственного герба Российской
Федерации 30.11
-«Школа безопасности»;
- «Экология и энергосбережение»
- Закон и порядок
- Международный день памяти жертв фашизма
- День Неизвестного солдата 03.12
-Международный день инвалидов 03.12
-День добровольца (волонтѐра) в России 05.12
-Международный день художника 08.12
-День Героев Отечества 09.12
-День Конституции Российской Федерации 12.12
-День принятия Федеральных Конституционных
законов о Государственных символах Российской
Федерации 25.12
-День Республики Крым 20.01
-День российского студенчества 25.01
-«Час кода».
-День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады 27.01
-День памяти жертв Холокоста 27.01
-80 лет со дня победы Вооружѐнных сил СССР
над армией гитлеровской Германии в 1943 году в
Сталинградской битве 02.02- «Добрый поступок
украшает человека» 02.02
-День российской науки 08.02
-«Цени свою жизнь»
-«Школа безопасности»;
-День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества 15.02

6

Модуль «Архитектура»

3

7

Модуль «Восприятие
произведений искусства»

3

8

Модуль «Азбука цифровой
графики»

2

ИТОГО

33

-Международный день родного языка 21.02
- Всемирный день гражданской обороны
- День пожарной охраны
- День защитника Отечества 23.02
- «Вспомним всех поименно» (партизанское
движение)
-200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского 03.03
-Международный женский день 08.03
- День воссоединения Крыма с Россией 18.03
-Всемирный день театра 27.03
-День космонавтики 12.04
-День памяти о геноциде советского народа
нацистами в годы Великой Отечественной войны
19.04
- Всемирный день Земли 22.04
-Праздник Весны и Труда 01.05
- День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 09.05
-240 лет со дня основания Черноморского флота
13.05
-День детских общественных организаций 19.05
-День славянской письменности и культуры 24.05
-День защиты детей 01.06
-День России 12.06


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».