ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путѐм освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно -бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений дет ского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно -материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественноэстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в проц ессе практического решения художественно-творческих задач. Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объѐме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счѐт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. 1 класс — 33 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Модуль «Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приѐмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и еѐ части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получениенового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времѐн года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ѐжика, зайчика, птички и др.). Приѐмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка, или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами надрезания, закручивания, складывания. Объѐмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение еѐ в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путѐм складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание объѐмных простых геометрических тел. Овладение приѐмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приѐма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НОО. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально- личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно- нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно- творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и еѐ образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определѐнных учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведѐнного наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять еѐ в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 3. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своѐ и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по еѐ достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата 4. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждѐнному приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный форматлиста для выполнения соответс твующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать еѐ в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своѐ мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объѐмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приѐмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объѐмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объѐмных форм из бумаги путѐм еѐ складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приѐмы конструирования из бумаги, складывания объѐмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учѐтом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. Тематическое планирование Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Объяснять расположение изображения на листе и Устный опрос; http://school- collection.edu.ru практические работы Количество часов контрольные работы Наименование разделов и тем программы всего № п/п Модуль 1. Восприятие произведений искусства 1.1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. 1 0 0 https://uchebnik.mos.ru/ 1.2. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 1.3. Обсуждение содержания рисунка. Итого по модулю 1 выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; catalogue/materialview/ atomic_objects/651804 Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весѐлое солнышко», карандашами или мелками; 1 Модуль 2. Графика 2.1. Линейный рисунок. 2.2. Разные виды линий. 1 0 1 Наблюдать и анализировать Практическая характер линий в природе; работа; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Приобрести знания о и линии как основе изображения на плоскости; Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о линии и пропорциях. http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768 2.3. 2.4. Линии в природе. 1 Ветки (по фотографиям): тонкие— толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. Графические материалы и их особенности. Приѐмы рисования линией. 2.5. Рисунок с натуры: Рисунок листьев разнойформы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 2.6. Последовательность рисунка. 1 1 0 0 0 0 1 1 Осваивать навыки работы Устный опрос; графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Приобрести знания о и линии как основе изображения на плоскости; Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Осваивать навыки работы Практическая графическими работа; материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Выполнять с натуры Практическая рисунок листа дерева; работа; Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; Приобрести знания о линии как основе изображения на плоскости; http://school- collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768 http://school- collection.edu.ru https://easyen.ru/load/ mkhk_izo/1_klass/prezentacija_ k_uroku_izobrazhat_mozhno_l iniej/185-1-0-57224 https://nsportal.ru/shkola/ izobrazitelnoeiskusstvo/library/2012/10/25/preze ntatsiya-k- uroku-v-1-klasseizobrazhenie 2.7. 2.8. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. Линейный тематический рисунок (линия рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весѐлым повествовательным сюжетом. 1 0 1 1 0 1 Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весѐлым, озорным развитием сюжета; Приобрести знания о линии как основе изображения на плоскости; Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о линии и пропорциях; Практическая работа; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciyapo- izobrazitelnomu-iskusstvuna-temu-liniya- rasskazchicaklass-1621290.html 2.9. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщѐнного видения. Пятно как основа графического изображения. 1 0 1 Развивать навыки рисования по представлению и воображению; Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; Практическая работа; https://easyen.ru/load/mkhk_ izo/1_klass/prezentacija_k_ uroku_izobrazhat_mozhno_ pjatnom/185-1- 0-56817 https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_view/ atomic_objects/563875 2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 2.12. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. 1 1 0 Приобретать опыт Контрольная внимательного работа; аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весѐлым, озорным развитием сюжета; Итого по модулю 2 Модуль 3. Живопись 8 https://uchitelya.com/nachaln aya- shkola/189297prezentaciya-knizhnayaillyustraciya.html 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения, душевного состояния. 1 1 0 0 1 1 Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; Практическая работа; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет«рассказывает» о разном настроении — весѐлом, задумчивом, грустном и др.; Практическая работа; Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весѐлым или грустным настроением; https://youtu.be/hlpLNRYz1YU https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7878/main/266977/ https://uchitelya.com/izo/17274prezentaciya-vyrazhaem-emociicherez-cvet- 1-klass.html 3.5. 3.6. 3.7. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времѐн года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 1 1 1 0 Техника монотипии. Представления о 1 0 1 симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 0 1 Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов; Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Выполнить изображения разных времѐн года; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; Иметь представления о свойствах печатной техники; Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/ lesson/5116/main/207755/ https://easyen.ru/ load/mkhk_izo/ 1_klass/prezentacija_k_ uroku_mir_ polon_ukrashenij_ cvety/185-1-0-58484 Контрольная работа; Практическая работа; https://infourok.ru/ cvetovayateoriya -vremen-goda- 3741529.html https://uchebnik.mos.ru / catalogue/material_ view/atomic_objects/5996985 https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/5997089 https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/5961888 Итого по модулю 3 5 Модуль 4. Скульптура 4.1. 4.2. 4.3. Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ѐжика, зайчика и т. д.). Приѐмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 1 Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объѐмной аппликацией. 1 0 0 1 1 Наблюдать, воспринимать выразительные образные объѐмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др.(в классе на основе фотографий); Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объѐме; Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объѐме; Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путѐм вытягивания,вдавливания; Овладевать первичными навыками работы в объѐмной аппликации и коллаже; Осваивать навыки объѐмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приѐмов работы с бумагой); Практическая работа; https://www.youtube.com/ watch?v=AkFBza8LbvQ https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-izo- po-teme-obemnayalepka-zverey- 429682.html Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-poizobrazitelnomu-iskusstvu-na-temuukrasheniya-ptic-obyomnayaapplikaciya- klass-1083651.html 4.4. 4.5. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов). 1 Объѐмная аппликация из бумаги и картона. 1 Итого по модулю 4 0 0 1 1 4 Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов; Анализировать строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла; Осваивать этапы лепки формы игрушки и еѐ частей; Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла; Практическая работа; Осваивать приѐмы создания объѐмных изображений из бумаги; Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся; Практическая работа; https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_view/atomic _objects/5729493 https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_view/atomic_ objects/5729493 5.1 Узоры в природе. 5.2. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства. 1 0 0 Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; Устный опрос; https://www.youtube.com/ watch?v=yKg_ quoOG7A&t=28s 5.3. 5.4. 5.5. Представления о 1 симметрии и наблюдение еѐ в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Узоры и орнаменты, 1 создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе. 0 1 Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами еѐ крылья; Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciyapo-izo-uzori- na-krilyah-klass1406911.html 0 1 Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Определять в Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/ lesson/3726/main/169654/ предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); https://youtu.be/LGGTEvJRj4?list=PLPLJU pFxaEza08OiLsYYyERqfzrdqKdY 5.6. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов. 1 1 0 5.7. Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы складывания бумаги. 1 0 1 5.8. Форма и украшение бытовых предметов. 1 0 0 5.9. Приѐмы бумагопластики. Сумка или упаковка и еѐ декор. 1 0 1 Итого по модулю 5 7 Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла; Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки; Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла; Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ subject/lesson/4995/ start/161058/ Практическая работа; https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2018/11/19/masterklass- novogodnee-origami Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; Устный опрос; https://nsportal.ru/sites/ default/files/2020/04/09/ stroim_veshchi.pptx Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciy a-k-uroku- izobrazitelnogoiskusstva-stroim-veshi4246899.html Модуль 6. Архитектура 6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 1 0 1 6.2. Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание объѐмных простых геометрических тел. Овладение приѐмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приѐмов симметрии. 1 0 1 Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий; Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток) Осваивать приѐмы складывания объѐмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков; Осваивать приѐмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciyapo-izo-klass- umk-shkola-rossiipostroyki-v-nashey- zhizni1113411.html Практическая работа; https://www.youtube. com/watch?v=n4VKECXvD1E 6.3. Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Итого по модулю 6 1 0 1 Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объѐмной аппликации); Практическая работа; https://www.youtube.com/ watch?v=VEM6akFGxtE Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, Устный опрос; https://www.uchportal.ru/load/47-10-72536 https://docs.google.com/viewerng/ viewer?url=https://nsportal.ru/sites/ default/files/2016/02/05/prezentatsi ya5.pptx 3 Модуль 7. Восприятие произведений искусства 7.1. 7.2. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). 1 0 0 цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учѐтом визуальной установки учителя; Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в 7.3. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 7.4. Знакомство с 1 живописной картиной. 7.5. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). 7.6. Художник и зритель. 1 Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. 0 0 0 1 зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки); Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек; Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным Устный опрос; https://pedsovet.su/load/242-1-034152 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://uchitelya.com/nachalnayashkola/146685-prezentaciyavremena-goda- v-kartinahrusskih-hudozhnikov.html 7.7. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. 7.8. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» Итого по модулю 7 жизненным опытом зрителя; Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; Знать основные произведения изучаемых художников; 3 Модуль 8. Азбука цифровой графики Фотографирование 1 мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. 8.2. Обсуждение в 1 условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 8.1. Итого по модулю 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 1 Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; 0 0 Приобретать опыт Устный опрос. обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; 3 23 2 33 Устный опрос. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Уроки изобразительного искусства 1-4 класс; под редакцией Б.М.Неменского. Москва «Просвещение». ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Коллекции электронных образовательных ресурсов 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka 3. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ 4. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru 5. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 6. Портал «Российское образование» http://www.edu.ru 7. Презентации для начальной школы https://www.uchportal.ru/load/47-2-2 8. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/7/1 9. Инфоурок. Начальные классы. Презентации. https://infourok.ru/biblioteka/nachalnye-klassy/type-56 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ -наглядный материал , геометрические тела, вазы, и т.д.); -репродукции с картин художников, -художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.); - раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий). ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, экран, магнитная доска Приложение к РП и КТП по изобразительному искусству в 1 классе с учётом воспитательного компонента № п/п Наименование раздела/темы 1 Модуль «Восприятие произведений искусства» 2 Модуль «Графика» 3 Модуль «Живопись» Колич Модуль воспитательной программы ество «Школьный урок» часов -Всероссийский урок «Основы безопасности 1 жизнедеятельности» - День знаний 01.09 - День окончания Второй мировой войны 03.09 - День солидарности в борьбе с терроризмом 03.09 -День рождения писателя А.К.Толстого (18178 1875) 05.09 -210 лет со дня Бородинского движения 07.09 -Международный день распространения грамотности 08.09 -«Мир нужен всем» (к Международному дню мира) 21.09 - «Экология и энергосбережение» - Закон и порядок -День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым 24.09 -День работника дошкольного образования 27.09 -Международный день пожилых людей 01.10 -Международный день музыки 01.10 - Безопасность на дороге -День учителя 05.10 -День отца в России 16.10 -День Конституции Республики Крым 21.10 -Международный день школьных библиотек 25.10 -День рождения писателя С.Я.Маршака (18875 1964) 03.11 -День народного единства 04.11 -День рождения писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка 4 5 Модуль «Скульптура» 4 Модуль «Декоративноприкладное искусство» 7ч (1852-1912) 05.11 -День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России 08.11 -День начала Нюрнбергского процесса 20.11 _День матери в России 27.11 -День Государственного герба Российской Федерации 30.11 -«Школа безопасности»; - «Экология и энергосбережение» - Закон и порядок - Международный день памяти жертв фашизма - День Неизвестного солдата 03.12 -Международный день инвалидов 03.12 -День добровольца (волонтѐра) в России 05.12 -Международный день художника 08.12 -День Героев Отечества 09.12 -День Конституции Российской Федерации 12.12 -День принятия Федеральных Конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации 25.12 -День Республики Крым 20.01 -День российского студенчества 25.01 -«Час кода». -День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27.01 -День памяти жертв Холокоста 27.01 -80 лет со дня победы Вооружѐнных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве 02.02- «Добрый поступок украшает человека» 02.02 -День российской науки 08.02 -«Цени свою жизнь» -«Школа безопасности»; -День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 15.02 6 Модуль «Архитектура» 3 7 Модуль «Восприятие произведений искусства» 3 8 Модуль «Азбука цифровой графики» 2 ИТОГО 33 -Международный день родного языка 21.02 - Всемирный день гражданской обороны - День пожарной охраны - День защитника Отечества 23.02 - «Вспомним всех поименно» (партизанское движение) -200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского 03.03 -Международный женский день 08.03 - День воссоединения Крыма с Россией 18.03 -Всемирный день театра 27.03 -День космонавтики 12.04 -День памяти о геноциде советского народа нацистами в годы Великой Отечественной войны 19.04 - Всемирный день Земли 22.04 -Праздник Весны и Труда 01.05 - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 09.05 -240 лет со дня основания Черноморского флота 13.05 -День детских общественных организаций 19.05 -День славянской письменности и культуры 24.05 -День защиты детей 01.06 -День России 12.06