1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса во 2 классе: Личностные УУД формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных Регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); - планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудов летворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), Познавательные УУД - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; - находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; - использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; - анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; - классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; - сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); - осуществлять синтез объектов при работе со схемамиаппликациями; - устанавливать причинно- Коммуникативные УУД - включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать вопросы и ответы на вопросы; - слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; - договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; - высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); - признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; поддерживать в ходе нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. объективно относиться к своим успехам/неуспехам; - оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; - соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; - контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. следственные связи между явлениями; - строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунковсимволов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; - моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки). выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; - понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); - готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему. Предметные результаты Обучающийся научится: - находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; приводить примеры народов России; называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; - различать объекты природы и предметы рукотворного мира; различать объекты и явления неживой и живой природы - оценивать отношение людей к окружающему миру; находить связи в природе, между природой и человеком - измерять температуру воздуха, воды, тела человека; проводить наблюдения и ставить опыты - определять объекты природы с помощью атласа-определителя;сравнивать объекты природы, делить их на группы; - ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; - находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; - соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; - различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта; - приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; - различать внешнее и внутреннее строение тела человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; - соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; правильно вести себя при контактах с незнакомцами; - различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; соблюдать основные правила противопожарной безопасности; - - оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;приводить примеры семейных традиций; - соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ориентироваться на местности разными способами; - различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; различать водоёмы, узнавать их по описанию; - читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; - различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. Чтение: работа с информацией Учащийся научится: - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. - работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; - преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); - заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; - находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости; - определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе предложенного набора действий). У второклассника продолжится формирование ИКТ- компетентности: - использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); - создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их, распечатывать на принтере; - организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере; - конструирование небольших сообщений: текстов, в том числе с добавлением иллюстраций (рисунков, фотографий); - создание презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере; - поиск информации для проектной деятельности, в том числе в контролируемом Интернете. В результате изучения окружающего мира второклассники научатся: - распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб,птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; - называть свой адрес в мире и в своём населенном пункте; называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; - называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии; - распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; применять правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; правилам поведения в природе; - называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов, части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира. Второклассники получат возможность научиться: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; - различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД. - выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; - использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса. 2.СОДЕРЖАНИЕ Предмет «Окружающий мир» во 2 классе изучается по следующим разделам: Раздел «Где мы живем» (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего села, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Раздел «Природа» (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. - Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего города. Строительство в селе. Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч) Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Раздел «Общение» (7 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.) Раздел «Путешествия» (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов № 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Раздел «Где мы живем» Раздел «Природа» Раздел «Жизнь города и села» Раздел «Здоровье и безопасность» Раздел «Общение» Раздел «Путешествия» Итого: Авторская программа 4часа 20 часов 10 часов 9 часов 7 часов 18 часов 68 часов Рабочая программа 4часа 20 часов 10 часов 9 часов 7 часов 18 часов 68 часов Проекты 1 1 1 1 2 6