РП Русский язык.. 4 класс

1. Планируемые результаты изучения курса русского языка
Личностные
Метапредметные
1. Формирование чувства гордости за
1. Овладение способностью принимать и
свою Родину, народ и историю России и
сохранять цели и задачи учебной деятельности,
Крыма; осознание своей этнической и
поиска средств её осуществления.
национальной принадлежности,
2. Формирование умения планировать,
формирование ценностей
контролировать и оценивать учебные действия в
многонационального общества; становление соответствии с поставленной задачей и условиягуманистических и демократии ческих
ми её реализации, определять наиболее
ценностных ориентаций.
эффективные способы достижения результата.
2. Формирование целостного, социально
3. Использование знаково-символических
ориентированного взгляда на мир в его
средств представления информации.
органичном единстве и разнообразии
4. Активное использование речевых средств
природы, народов, культур и религий.
и средств для решения коммуникативных и
3.
Формирование уважительного
познавательных задач.
отношения к иному мнению, истории и
5. Использование различных способов
культуре других народов.
поиска (в справочных источниках), сбора,
4. Овладение начальными навыками
обработки, анализа, организации, передачи и
адаптации в динамично изменяющемся и
интерпретации информации.
развивающемся мире.
6. Овладение навыками смыслового чтения
5. Принятие и освоение социальной роли текстов различных стилей и жанров в
обучающегося, развитие мотивов учебной
соответствии с целями и задачами, осознанно
деятельности и формирование личностного строить речевое высказывание в соответствии с
смысла учения.
задачами коммуникации и составлять тексты в
6. Развитие самостоятельности и личной устной и письменной формах.
ответственности за свои поступки, в том числе
7. Овладение логическими действиями
в информационной деятельности, на основе сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
представлений о нравственных нормах,
классификации по родовидовым признакам,
социальной справедливости и свободе.
установления аналогий и причинно-следственных
7. Формирование эстетических
связей, построения рассуждений, отнесения к
потребностей, ценностей и чувств.
известным понятиям.
8. Развитие этических чувств,
8. Готовность слушать собеседника и вести
доброжелательности и эмоциональнодиалог, признавать возможность существования
нравственной отзывчивости, понимания и
различных точек зрения и права каждого иметь
сопереживания чувствам других людей.
свою, излагать своё мнение и аргументировать
9. Развитие навыков сотрудничества со свою точку зрения и оценки событий.
взрослыми и сверстниками в различных
9. Определение общей цели и путей её
социальных ситуациях, умения не создавать достижения; умение договариваться о

Предметные
1. Формирование первоначальных
представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного
пространства , о языке как основе
национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того,
что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное
средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как
государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального
общения.
3. Сформированность позитивного
отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции
человека.
4. Овладение первоначальными
представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого
этикета.
5. Формирование умения
ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных
монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание безошибочного
письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и

конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Требования на конец года:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ

распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями)
в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык».

правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных
текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение учебными
действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать
знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных
научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и
графике, лексике, словообразовании
(морфемике), морфологии и синтаксисе;
об основных единицах языка, их
признаках и особенностях употребления
в речи;
9. Формирование умений опознавать и
анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка,
употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения.

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:

осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые
средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и др.);

выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое
высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его
теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным
текстам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста,
предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать
текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по
сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по
пословице или поговорке, по воображению и др.);

письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление,
объявление);

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых
произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного
или делового, разговорного и научного или делового);
•
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•
оформлять результаты исследовательской работы;
•
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор
языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
•
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные
твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
(в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
•
пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к
другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
•
различать звуки и буквы;
•
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной
информации;
•
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной
строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова,
эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:
•
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка
иноязычными словами;
•
работать с разными словарями;
•
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
•
различать изменяемые и неизменяемые слова;
•
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс-ся), соединительные гласные
в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
•
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные в сложных
словах;
•
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной
модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами
для передачи соответствующего значения;
•
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•
узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
•
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом;
•
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова,
использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
•
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по
частям речи;
•
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
•
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•
выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
•
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена
прилагательные по падежам;
•
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в
единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в
прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление
о возвратных глаголах;
•
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в
единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•
иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
•
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных
и местоимений;
•
понимать роль союзов и частицы не в речи;
•
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по
указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать
падеж личного местоимения в предложении и тексте;различать родовые и личные окончания глагола;
•
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в
учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•

находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС

Обучающийся научится:
•
различать предложение, словосочетание и слово;
•
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
•
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при
перечислении однородных членов предложения;
•
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться
бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•
находить в предложении обращение;
•
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора.
К КОНЦУ 4 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
«Орфография и пунктуация»
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных
ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс-170 часов(5 уроков в неделю)
Повторение (7 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Словосочетание.
Предложение (6 ч)
Однородные члены предложения, Развитие речи,простые и сложные предложения,
Слово в языке и речи (13 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (24 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (20 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание
падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (4 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (22 ч)

Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II
спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание
глаголов в прошедшем времени.
Повторение (6ч)

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Название раздела

Количество
часов
Авторская
программа
1
Повторение
11
2
Предложение
9
3
Слово в языке и речи 21
5
Имя существительное 39
6
Имя прилагательное
30
7
Личные местоимения 8
8
Глагол
34
9
Повторение
18
ИТОГО
170

Количество
Контрольные работы
Проекты
часов
Рабочая
Контрольныедик списывание изложение сочинения
программа
танты
7
входной
6
1
13
1
24
1
1
1
20
1
1
1
4
22
1
1
6
1
102
5+1=6
2
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».