1. Планируемые результаты изучения курса русского языка Личностные Метапредметные 1. Формирование чувства гордости за 1. Овладение способностью принимать и свою Родину, народ и историю России и сохранять цели и задачи учебной деятельности, Крыма; осознание своей этнической и поиска средств её осуществления. национальной принадлежности, 2. Формирование умения планировать, формирование ценностей контролировать и оценивать учебные действия в многонационального общества; становление соответствии с поставленной задачей и условиягуманистических и демократии ческих ми её реализации, определять наиболее ценностных ориентаций. эффективные способы достижения результата. 2. Формирование целостного, социально 3. Использование знаково-символических ориентированного взгляда на мир в его средств представления информации. органичном единстве и разнообразии 4. Активное использование речевых средств природы, народов, культур и религий. и средств для решения коммуникативных и 3. Формирование уважительного познавательных задач. отношения к иному мнению, истории и 5. Использование различных способов культуре других народов. поиска (в справочных источниках), сбора, 4. Овладение начальными навыками обработки, анализа, организации, передачи и адаптации в динамично изменяющемся и интерпретации информации. развивающемся мире. 6. Овладение навыками смыслового чтения 5. Принятие и освоение социальной роли текстов различных стилей и жанров в обучающегося, развитие мотивов учебной соответствии с целями и задачами, осознанно деятельности и формирование личностного строить речевое высказывание в соответствии с смысла учения. задачами коммуникации и составлять тексты в 6. Развитие самостоятельности и личной устной и письменной формах. ответственности за свои поступки, в том числе 7. Овладение логическими действиями в информационной деятельности, на основе сравнения, анализа, синтеза, обобщения, представлений о нравственных нормах, классификации по родовидовым признакам, социальной справедливости и свободе. установления аналогий и причинно-следственных 7. Формирование эстетических связей, построения рассуждений, отнесения к потребностей, ценностей и чувств. известным понятиям. 8. Развитие этических чувств, 8. Готовность слушать собеседника и вести доброжелательности и эмоциональнодиалог, признавать возможность существования нравственной отзывчивости, понимания и различных точек зрения и права каждого иметь сопереживания чувствам других людей. свою, излагать своё мнение и аргументировать 9. Развитие навыков сотрудничества со свою точку зрения и оценки событий. взрослыми и сверстниками в различных 9. Определение общей цели и путей её социальных ситуациях, умения не создавать достижения; умение договариваться о Предметные 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства , о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования на конец года: РАЗВИТИЕ РЕЧИ распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам; пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником; письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.); письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление); проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему. Обучающийся получит возможность научиться: • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста; • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового); • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы; • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов); • оформлять результаты исследовательской работы; • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА Обучающийся научится: • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию; • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника); • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.); • различать звуки и буквы; • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации; • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса). Обучающийся получит возможность научиться: • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса). ЛЕКСИКА Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.; • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи); • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; • понимать этимологию мотивированных слов-названий; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи; • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Обучающийся получит возможность научиться: • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами; • работать с разными словарями; • приобретать опыт редактирования предложения (текста). СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА) Обучающийся научится: • различать изменяемые и неизменяемые слова; • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов); • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс-ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем; • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные в сложных словах; • сравнивать, классифицировать слова по их составу; • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели; • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса. Обучающийся получит возможность научиться: • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова; • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок); • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи). МОРФОЛОГИЯ Обучающийся научится: • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи; • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса); • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях; • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж; • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам; • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений; • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах; • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения; • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи; • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; • понимать роль союзов и частицы не в речи; • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи. Обучающийся получит возможность научиться: • разграничивать самостоятельные и служебные части речи; • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных; • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;различать родовые и личные окончания глагола; • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов; • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах; • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. СИНТАКСИС Обучающийся научится: • различать предложение, словосочетание и слово; • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме; • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме; • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы; • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания; • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения; • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но. Обучающийся получит возможность научиться: • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; • находить в предложении обращение; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. К КОНЦУ 4 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки. «Орфография и пунктуация» Содержательная линия «Орфография и пунктуация» ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ: применять правила правописания (в объёме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 класс-170 часов(5 уроков в неделю) Повторение (7 ч) Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Предложение (6 ч) Однородные члены предложения, Развитие речи,простые и сложные предложения, Слово в языке и речи (13 ч) Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. Имя существительное (24 ч) Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Имя прилагательное (20 ч) Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Личные местоимения (4 ч) Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Глагол (22 ч) Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Повторение (6ч) 3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название раздела Количество часов Авторская программа 1 Повторение 11 2 Предложение 9 3 Слово в языке и речи 21 5 Имя существительное 39 6 Имя прилагательное 30 7 Личные местоимения 8 8 Глагол 34 9 Повторение 18 ИТОГО 170 Количество Контрольные работы Проекты часов Рабочая Контрольныедик списывание изложение сочинения программа танты 7 входной 6 1 13 1 24 1 1 1 20 1 1 1 4 22 1 1 6 1 102 5+1=6 2 1 1 2