РП Руский язык 1 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты
обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с
системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые
функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием
связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к
изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех
видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка» в 1 классе — 165 ч., 5 ч. в неделю
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретѐнные им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а
также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:







приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике,
морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение
модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и
безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица.
Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце слова.
Последовательность букв в русском алфавите.

Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение
(при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать
во время письма.Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Приѐмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных);
перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твѐрдые и мягкие согласные
звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я, и. Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Лексика

Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление
слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в
предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм
слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:








раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учѐта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где
происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
новообразования
гражданско-патриотического воспитания:


становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;



осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;



сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе
с художественными произведениями;




уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:



признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;



проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;



неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:



уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;



стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;



бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:



осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:



бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;



неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:



первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);



познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате
изучения
предмета
«Русский
язык»
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:

в

начальной

школе

у

обучающегося

будут

сформированы

сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);





устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;






находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых
единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:







с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);проводить
по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:








выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:





воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;







корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:




планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:







устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:








формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:





























различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
вычленять звуки из слова;
различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия «звук» и «буква»;
определять количество слогов в слове;
делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);
определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я и буквой ь в конце слова;
правильно называть буквы русского алфавита;
использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных);
перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объѐмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объѐмом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в
конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего к/р Практ.
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
0

0

Электронное
приложение
к
учебнику
,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3766/start/179350/

Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове.
5
Определение частотного звука в стихотворении.
Называние слов с заданным звуком. Дифференциация
близких по акустико-артикуляционным признакам звуков

0

0

Электронное

Установление последовательности звуков в слове и
количества звуков. Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова,
работа со звуковыми моделями: построение модели
звукового состава слова, подбор слов, соответствующих
заданной модели.

2

0

2.3.

Особенность гласных звуков. Особенность согласных
звуков. Различение гласных и согласных звуков.
Определение места ударения. Различение гласных
ударных и безударных. Ударный слог

11

0

0

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6415/start/120018/

2.4.

Твѐрдость и мягкость согласных звуков как

3

0

0

Электронное

1.1.

Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений

Итого по разделу

3

3

Раздел 2. Фонетика
2.1.

2.2.

приложение

к

учебнику,

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3614/start/188556/
0

Электронное

приложение

к

учебнику,

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3614/start/188556/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2017/11/13/prezentatsiya-k-urokurusskogo-yazyka-obuchenie-gramote-v

приложение

к

учебнику,

смыслоразличительная функция. Различение твѐрдых
и мягких согласных звуков.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6415/start/120018/

2.5.

Дифференциация парных по твѐрдости — мягкости
3
согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости
— глухости звуков (без введения терминов «звонкость»,
«глухость»).

0

0

Электронное приложение к учебнику

2.6.

Слог как минимальная произносительная единица.
Слогообразующая функция гласных звуков. Определение

0

0

Электронное
приложение
https://resh.edu.ru/

3

к

учебнику

количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые
однозначные случаи)

Итого по разделу

27

Раздел 3. Письмо. Орфография и пунктуация
3.1.

Развитие мелкой моторики пальцев и движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа
в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение
гигиенических требований, которые необходимо
соблюдать во время письма

4

0

1

Электронное приложение к учебнику

3.2.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением

16

0

3

Электронное приложение к учебнику

3.3.

Усвоение приѐмов последовательности правильного
списывания текста

10

0

0

Электронное приложение к учебнику

3.4.

Понимание функции небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса

6

0

0

Электронное приложение к учебнику

3.5.

Знакомство с правилами правописания и их
применением: раздельное написание слов

5

0

0

Электронное приложение к учебнику

3.6.

Знакомство с правилами правописания и их
применением: обозначение гласных после шипящих в

5

0

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3722/start/189206/

сочетаниях жи, ши (в положении под ударением)
3.7.

Знакомство с правилами правописания и их
применением: ча, ща, чу, щу

4

0

1

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3722/start/189206/

3.8.

Знакомство с правилами правописания и их
применением: прописная буква в начале предложения, в
именах собственных (имена людей, клички животных)

5

0

1

Электронное приложение к учебнику

3.9.

Знакомство с правилами правописания и их
применением: перенос слов по слогам без стечения
согласных

6

0

0

Электронное приложение к учебнику

3.10. Знакомство с правилами правописания и их
применением: знаки препинания в конце предложения

9

0

0

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6414/start/188736/

Итого по разделу

70

0

0

Электронное приложение к учебнику

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1.

Язык как основное средство человеческого общения.
Осознание целей и ситуаций общения

Итого по разделу

1
1

Раздел 2. Фонетика
2.1.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение.
Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.
Твѐрдые и мягкие согласные звуки, их различение

1

0

0

Электронное приложение к учебнику

2.2.

Звонкие и глухие согласные звуки, их различение.
Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж],
[ш], [ч’], [щ’].

1

0

0

Электронное приложение к учебнику

2.3.

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный

2

0

0

Электронное

приложение

к

учебнику

слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без
стечения согласных)
Итого по разделу

https://resh.edu.ru/subject/lesson
4

Раздел 3. Графика
3.1.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на 1
письме твѐрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э;
слова с буквой э. Обозначение на письме
мягкости согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я, и. Функции
букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова

0

0

Электронное приложение к учебнику

3.2.

Установление соотношения звукового и буквенного
состава слова в словах типа стол, конь.

1

0

1

Электронное приложение к учебнику

3.3.

Использование небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса.

1

0

0

Электронное приложение к учебнику

3.4.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита для
упорядочения списка слов

1

0

1

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу

4

Раздел 4. Лексика и морфология
4.1.

Слово как единица языка (ознакомление).

1

0

0

Электронное приложение к учебнику

4.2.

Слово как название предмета, признака предмета,
действия предмета (ознакомление).

7

0

0

Электронное приложение к учебнику

4.3.

Выявление слов, значение которых требует уточнения

4

0

0

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу
Раздел 5. Синтаксис

12

5.1.

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово,
предложение (наблюдение над сходством и различием).

1

0

0

Электронное приложение к учебнику

5.2.

Установление связи слов в предложении при помощи
смысловых вопросов.

1

0

0

Электронное приложение к учебнику

5.3.

Восстановление деформированных предложений.

2

0

1

Электронное приложение к учебнику

5.4.

Составление предложений из набора форм слов

1

0

1

Электронное приложение к учебнику

Итого по разделу

5

Раздел 6. Орфография и пунктуация
6.1.

Ознакомление с правилами правописания и их
применение:
- раздельное написание слов в предложении;
- прописная буква в начале предложения и в именах
собственных: в именах и фамилиях людей, кличках
животных;
- перенос слов (без учѐта морфемного членения слова);
- гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с непроверяемыми гласными и согласными
(перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки.

10

0

1

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3722/start/189206/

6.2.

Усвоение алгоритма списывания текста

4

1

1

Электронное приложение к учебнику

0

0

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3581/start/179687/

Итого по разделу

14

Раздел 7. Развитие речи
7.1.

Речь как основная форма общения между людьми

1

7.2.

Текст как единица речи (ознакомление).

2

0

0

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6422/start/179554/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3691/start/213613/

7.3.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где 1
происходит общение.

0

0

Электронное приложение к учебнику

7.4.

Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи).

1

0

0

Электронное
приложение
к
учебнику,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6420/start/179511/

7.5.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой)

5

0

1

Электронное приложение к учебнику

1

14

Итого по разделу:

10

Повторение

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

165

Приложение к РП и КТП по русскому языку в 1 классе
с учѐтом воспитательного компонента
№
п/п

Наименование раздела/темы

Колич
ество
часов

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Обучение грамоте
1

Развитие речи

3

2

Фонетика

27

3

Письмо. Орфография и
пунктуация

70

-Всероссийский урок «Основы безопасности
жизнедеятельности»
- День знаний 01.09
- День окончания Второй мировой войны 03.09
- День солидарности в борьбе с терроризмом
03.09
-День рождения писателя А.К.Толстого (18171875) 05.09
-210 лет со дня Бородинского движения 07.09
-Международный день распространения
грамотности 08.09
-День Государственного герба и
Государственного флага Республики Крым 24.09
-«Мир нужен всем» (к Международному дню
мира) 21.09
-День работника дошкольного образования 27.09
-Международный день пожилых людей 01.10
-Международный день музыки 01.10
- Безопасность на дороге
-День учителя 05.10
-День отца в России 16.10
-День Конституции Республики Крым 21.10
-Международный день школьных библиотек
25.10
-День рождения писателя С.Я.Маршака (18871964) 03.11
-День народного единства 04.11
-День рождения писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка

(1852-1912) 05.11
-День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России 08.11
-День начала Нюрнбергского процесса 20.11
_День матери в России 27.11
-День Государственного герба Российской
Федерации 30.11
-«Школа безопасности»;
- «Экология и энергосбережение»
- Закон и порядок
- Международный день памяти жертв фашизма
- День Неизвестного солдата 03.12
-Международный день инвалидов 03.12
-День добровольца (волонтѐра) в России 05.12
-Международный день художника 08.12
-День Героев Отечества 09.12
-День Конституции Российской Федерации 12.12
-День принятия Федеральных Конституционных
законов о Государственных символах Российской
Федерации 25.12
-День Республики Крым 20.01
-День российского студенчества 25.01
-«Час кода».
-День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады 27.01
-День памяти жертв Холокоста 27.01
-80 лет со дня победы Вооружѐнных сил СССР
над армией гитлеровской Германии в 1943 году в
Сталинградской битве 02.02
Систематический курс
4

Общие сведения о языке

1

- «Добрый поступок украшает человека» 02.02

5

Фонетика

4

-День российской науки 08.02

6

Графика

4

-«Цени свою жизнь»
-«Школа безопасности»;

7

Лексика и морфология

12

8

Синтаксис

5

-День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества 15.02
-Международный день родного языка 21.02
- Всемирный день гражданской обороны
- Всемирный день Земли 22.04
- День пожарной охраны
- День защитника Отечества 23.02
- «Вспомним всех поименно» (партизанское
движение)
-200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского 03.03
-Международный женский день 08.03
- День воссоединения Крыма с Россией 18.03

9

Орфография и пунктуация

14

10

Развитие речи

10

11

Повторение

15

Итого:

165ч

-Всемирный день театра 27.03
-День космонавтики 12.04
-День памяти о геноциде советского народа
нацистами в годы Великой Отечественной войны
19.04
-Праздник Весны и Труда 01.05
- День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 09.05
-240 лет со дня основания Черноморского флота
13.05
-День детских общественных организаций 19.05
-День славянской письменности и культуры 24.05
-День защиты детей 01.06
-День России 12.06


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».