РП Литературное чтение 1 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников.
Курс «Литературное чтение» призван ввести ребѐнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приѐмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на
общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего
школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие
обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались
преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской
литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета
«Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование
функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение
грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч. предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10
учебных недель, суммарно 132 часа (4 часа в неделю)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и

повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретѐнные младшими школьниками знания,
полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной
литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры
фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка,
рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно
воспринимать чтение слушателя)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного
народного творчества (не менее четырѐх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность
и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в
русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям,
предметам).

Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чѐм рассказывает. Главная
мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ,
стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н.
Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю.
Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с
содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трѐх-четырѐх
доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С.
Никитина, Е. Ф. Трутневой, А.
Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа
родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое
рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к
произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном
чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).
Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть,
поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.
Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трѐх-четырѐх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение
произведений о взаимоотношениях человека и животных —воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов:
художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения
с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о
животных. Произведения о маме.Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по
выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л.
Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребѐнку, детей к матери, близким), проявление любви и
заботы о родных людях
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать
чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении
реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.

Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга —источник необходимых знаний. Обложка,
оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение
младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным,
традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ отношение в разных видах
художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных
произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма—
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана,
пересказетекста,характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем
вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов
решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа еѐ
проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

соответствии с учебной задачей;

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой
среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления К концу обучения в начальной школе у
обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение»
отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классеобучающийся научится:
— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о
важности чтения для личного развития, находить в
художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объѐму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о
семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки,
пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного
произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные)
героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать
в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ
примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые
слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учѐтом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количествочасов
всего контроль практиче
ные
ские
работы работы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Раздел 1. Развитие речи
1.1. Понимание текста
5
при его
прослушивании и
при самостоятельном
чтении вслух
Итого по разделу:
5
Раздел 2. Слово и предложение

0

0

Виды деятельности

Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Слушание текста, понимание текста при его
прослушивании;

Устныйопрос; http://www.jokeclub.
ru/

2.1. Различение слова и 2
предложения. Работа
с предложением:
выделение слов,
изменение их
порядка,
распространение
предложения.

0

0

Совместная работа: придумывание предложения с
заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»:
распространение предложений с
добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в
предложении, идѐт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение
количества слов в предложении и обозначение
каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества
слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение
предложения в соответствии с изменением модели;

Устныйопр http://eor.edu.ru/
ос;

2.2. Различение слова и 1
обозначаемого им
предмета.
Восприятие слова как
объекта изучения,
материала для
анализа.

0

0

Учебный диалог «Что можно сделать с
предметом, а что можно сделать со словом,
называющим этот предмет?», участие в диалоге
помогает первоклассникам начать различать
слово и обозначаемый им предмет;

Устныйопр http://www.kost
ос;
yor.ru/archives
http://murzilka.
km.ru

2.3. Наблюдение над
значением слова.
Активизация и
расширение
словарного запаса.
Включение слов
в предложение.

0

0

Совместная работа: придумывание предложения с
заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»:
распространение предложений с
добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в
предложении, идѐт перестановка слов в предложении,
прочтение получившегося);

Устныйопр
http://barsuk.lenin.
ос;
ru

1

2.4. Осознание единства 1
звукового состава
слова и его значения
Итого по разделу:
5
Раздел 3. Чтение. Графика.
3.1. Формирование
5
навыка слогового
чтения
(ориентация на
букву,
обозначающую
гласный звук).

0

0

Учебный диалог «Что можно сделать спредметом, а что Устныйопр http://www.school.
edu.ru/
можно сделать со словом, называющим этот предмет?», ос;
участие в диалоге помогает первоклассникам начать
различать слово и обозначаемый им предмет;

0

0

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения
читать слоги с изменением буквы гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с
картинкой, в названии которой есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с
картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;
Работа в парах: соединение начала и конца
предложения из нескольких
предложенных вариантов;
Игровое
«Заверши предложение»,
Работа с упражнение
пособием «Окошечки»:
отработка умения
отрабатывается
умение завершать
прочитанные
читать
слоги с изменением
буквы гласного;
незаконченные
предло
жения
с
опорой
общий
Упражнение: соотнесение прочитанногонаслога
с
смысл
картинкой, в названии которой есть этот слог;
предложения;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с
картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;
Работа в парах: соединение начала и конца
предложения из нескольких
предложенных вариантов;
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении;

3.2. Плавное слоговое
чтение и чтение
целыми словами со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу.

5

0

0

3.3. Осознанное чтение
слов,
словосочетаний,
предложений.
Чтение с
интонациями и
паузами в
соответствии со
знаками

4

0

0

Устныйопр
https://www.uchp
ос;
ortal.ru/load/47
http://internet.chg
k.info

Устныйопр
http://internet.chgk
ос;
.info

Устныйопр http://www.nachalk
ос;
a.com/biblioteka

3.4. Развитие
4
осознанности и
выразительности
чтения на материале
небольших
текстов и
стихотворений.

0

0

Рассказ учителя о важности двух видов
чтения: орфографического и орфоэпического,
о целях этих двух видов чтения;
Практическая работа: овладение
орфоэпическим чтением;
Работа в парах: тренировка в выразительном
чтении;

Устныйопр http://www.nachalk
ос;
a.com/biblioteka

3.5. Знакомство с
орфоэпическим
чтением (при
переходе к чтению
целыми словами).

4

0

0

Рассказ учителя о важности двух видов
чтения: орфографического и орфоэпического,
о целях этих двух видов чтения;
Практическая работа: овладение
орфоэпическим чтением;
Работа в парах: тренировка в выразительном
чтении;

Устныйопр http://www.nachalk
ос;
a.com/biblioteka

3.6. Орфографическое
2
чтение
(проговаривание) как
средствосамоконтрол
я при письме под
диктовку и при
списывании.

0

0

Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения
читать слоги с изменением буквы гласного;
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с
картинкой, в названии которой есть этот слог;
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с
картинками, на которых
изображены соответствующие предметы;

Устныйопр http://www.nachalk
ос;
a.com/biblioteka

3.7. Звук и буква. Буква
как знак звука.
Различениезвука и
буквы.

0

0

Устныйопр https://www.uchpo
Игровое упражнение «Найди нужную букву»
ос;
rtal.ru/load/47-2-2
(отрабатывается умение соотносить звук и
соответствующую ему букву);
Совместная работа: объяснение функции букв,
обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы
гласных как показатель твѐрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

2

3.8. Буквы,
обозначающие
гласные звуки.
Буквы,
обозначающие
согласные звуки.

12

Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие
близкие по акустико-артикуляционным признакам
согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з]—
[ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие
оптическое и кинетическое сходство ( о — а, и — у, п
— т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.);
Дифференцированное
задание:
группировка
Игровое упражнение «Найди
нужную
букву»слов в
зависимости
от
способа
обозначения
звука
(отрабатывается умение соотносить звук и [й’];

Устныйопр https://www.uchpo
ос;
rtal.ru/load/47-2-2

0

0

3.9. Овладение слоговым 5
принципом русской
графики.

0

0

3.10 Буквы гласных как
4
. показатель твѐрдости
—мягкости
согласных звуков.

0

0

Игровое упражнение «Повтори
фрагмент алфавита»; Играсоревнование «Повтори алфавит»;

Устныйопр http://internet.chgk
ос;
.info/

3.11 Функции букв,
5
. обозначающих
гласный звук в
открытом слоге:
обозначение гласного
звука и указание на
твѐрдость или
мягкость
3.12 предшествующего
Функции букв е, ѐ, ю, 10
согласного.
. я.

0

0

Дифференцированное задание: группировка слов в
зависимости от способа обозначения звука [й’];

Устныйопр http://internet.chgk
ос;
.info/

0

0

Совместное выполнение упражнения «Запиши
слова по алфавиту»; Работа в парах: нахождение
ошибок в упорядочивании слов по алфавиту;

Устныйопр http://internet.chgk
ос;
.info/

Устныйопр https://www.uchpo
ос;
rtal.ru/load/47-2-2

соответствующую ему букву);
Совместная работа: объяснение функции букв,
обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы
гласных как показатель твѐрдости — мягкости
предшествующих согласных звуков;

0

0

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?»,
объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ;

Устныйопр http://windows.edu
ос;
/ru

0

0

Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?»,
объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ;

Устныйопр http://www.school.
ос;
edu.ru/

0

0

Устныйопр http://www.school.
ос;
edu.ru/

Итого по разделу:
70
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1.1. Сказка народная
6
0
(фольклорная) и
литературная
(авторская)

0

Рассказ учителя об истории русского алфавита, о
значении алфавита для систематизации
информации, о важности знания
последовательности букв в русском алфавите;
Игровое упражнение «Повтори фрагмент
алфавита»;
Игра-соревнование «Повтори алфавит»;
Совместное выполнение упражнения «Запиши
слова по алфавиту»;
Слушание чтения учителем фольклорных
произведений (на примере русских народных сказок:
«Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка»,
«Лисичка-сестричка и волк» и литературных
(авторских): К. И. Чуковский «Путаница»,«Айболит»,
«Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка», В. Г.
Сутеев«Палочка-выручалочка»);
Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова
тема сказки, кто еѐ герои, что произошло (что
происходило) в сказке; Задание на формулирование
предложений с использованием вопросительного
слова с учѐтом фактического содержания текста (где?
как? когда? почему?); Упражнение в самостоятельном
чтении вслух целыми словами с постепенным
увеличением скорости чтения (в соответствии с
индивидуальными возможностями учащегося);

3.13 Мягкий знак как
3
. показатель мягкости
предшествующего
согласного звука в
конце
3.14 слова.
Функция букв ь и ъ. 3
. Разныеспособы
обозначениябуквами
[й’]. с
3.15 звука
2
Знакомство
. русским алфавитом
как
последовательностью
букв

Устныйо
прос;
Письмен
ный
контроль;

http://www.school.
edu.ru/

1.2. Произведения о
детях и для детей

9

0

0

Устныйопр http://www.school.
Упражнение в чтении вслух разножанровых
edu.ru/
произведений о детях (использовать слоговое плавное ос;
чтение с переходомна чтение словами без пропусков и
перестановок букв и слогов);
Не менее шести произведений по выбору, например: К.
Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто
добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В.
Г. Сутеев «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое
страшное», «Торопливый ножик», В. А. Осеева
«Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто «Подари,
подари…», «Я —лишний», Н. М. Артюхова «Сашадразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р.
С. Сеф «Совет»;
Беседа по выявлению понимания прочитанного
произведения: ответы на вопросы о впечатлении от
произведения, определение темы (о детях) и главной
мысли произведения, анализ заголовка;
Работа с текстом произведения: читать по частям,
характеризовать героя,
отвечать на вопросы к тексту произведения,
подтверждая ответ примерами из текста;
Выразительное чтение по ролям диалогов героев;

1.3. Произведения о
родной природе

6

0

0

Устныйопр http://www.school.
Работа с текстом произведения: различение на слух
edu.ru/
стихотворного и нестихотворного текста, определение ос;
особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные
слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний,
которые определяют звуковой рисунок текста
(например, «слышать» в тексте звуки весны,«журчание
воды», «треск и грохот ледохода»);
Анализ стихотворного текста, составление
интонационного рисунка с опорой на знаки
препинания;
Выразительное чтение стихотворений с опорой на
интонационный рисунок; Сравнение произведений на
одну тему разных авторов: А. Н. Майков «Ласточка
примчалась…», А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок),
«Травка зеленеет…», С. Д.Дрожжин «Пройдѐт зима
холодная…», С. А. Есенин «Черѐмуха», И. З. Суриков
«Лето», «Зима», Т. М. Белозѐров «Подснежники», С. Я.
Маршак «Апрель», И. П.Токмакова «Ручей», «Весна»,
И. С. Соколов-Микитов «Русский лес»;
Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом
восприятии прослушанных произведений и
составление высказывания (не менее 3 предложений);
Рассматривание репродукций картин и характеристика
зрительных образов, переданных в художественном
произведении. Например, И. Э. Грабарь «Март»,«Иней.
Восход солнца», А. А. Рылов «Цветистый луг», И. И.
Шишкин «Рожь», В.Д. Поленов «Золотая осень», И. И.
Левитан «Осень» и др.; Чтение наизусть стихотворений
о родной природе (не менее 2);
Выбор книги по теме «Произведения о родной
природе» с учѐтом рекомендованного списка;
Работа с книгами: рассматривание, самостоятельное
чтение, представление прочитанного произведения;
Составление списка авторов, которые писали о природе
(с помощью учителя);

Устныйопр http://www.school
ос;
.edu.ru/

1.4. Устное народное
творчество— малые
фольклорные
жанры

4

0

0

Упражнение в чтении вслух (использовать слоговое
плавное чтение с переходом на чтение словами без
пропусков и перестановок букв и слогов), соблюдение
норм произношения, расстановка ударений при
выразительном чтении;
Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых
слов, помогающих
охарактеризовать жанр произведения и назвать его
(не менее шести произведений);
Учебный диалог: объяснение смысла пословиц,
соотнесение их с содержанием произведения;
Разыгрывание в совместной деятельности небольших
диалогов с учѐтом поставленной цели (организация
начала игры, веселить, потешать);
Драматизация потешек;
Игра «Вспомни и назови»: определение жанров
прослушанных и прочитанных произведений:
потешка, загадка, сказка, рассказ, стихотворение;

1.5. Произведения о
братьях наших
меньших

7

0

0

Устныйопр http://www.school
Слушание произведений о животных. Например,
ос;
.edu.ru/
произведения Н. И. Сладкова«Без слов», «На одном
бревне», Ю. И. Коваля «Бабочка», Е. И. Чарушина
«Про Томку», А. Л. Барто «Страшная птица», «Вам не
нужна сорока?»;
Беседа по выявлению понимания прослушанного
произведения, ответы на вопросы о впечатлении от
произведения;
Самостоятельное чтение произведений о животных,
различение прозаического и стихотворного текстов.
Например, Е. А. Благинина «Котѐнок», «В лесу
смешная птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю.
Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов«Выводок»,
«Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор»,
«Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор
синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить»;

1.6. Произведения о маме

3

0

0

Беседа по выявлению понимания
прослушанного/прочитанного произведения, ответы
на вопросы о впечатлении от произведения,
понимание идеи
произведения: любовь к своей семье, родным, Родине
— самое дорогое и важное чувство в жизни человека.
Например, слушание и чтение произведений П. Н.
Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю.
Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей
«Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я
люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без
особых причин…», Г. П. Виеру«Сколько звѐзд на
ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга»,
С. Я.Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного
автора);
Работа с текстом произведения: поиск и анализ
ключевых слов, определяющих главную мысль
произведения, объяснение заголовка, поиск значения
незнакомого слова с использованием словаря;
Учебный диалог: обсуждение значения выражений
«Родина-мать», «Родина любимая — что мать
родная», осознание нравственно-этических понятий,
обогащение духовно-нравственного опыта учащихся:
заботливое отношение к родным в семье, внимание и
любовь к ним;
Выразительное чтение стихотворений с выделением
ключевых слов, с соблюдением норм произношения;
Рассказ по предложенному плану о своѐм родном
крае, городе, селе, о своих чувствах к месту;

Устныйопр http://www.school
ос;
.edu.ru/

1.7. Фольклорные и
авторские
произведения о
чудесах и фантазии

4

0

0

Работа с текстом произведения: выделение ключевых
слов, которые определяют необычность, сказочность
событий произведения, нахождение созвучных слов
(рифм), наблюдение за ритмом стихотворного текста,
составление
интонационного рисунка с опорой на знаки
препинания, объяснение значения слова с
использованием словаря;
Беседа на тему «О каком чуде ты мечтаешь»,
передача своих впечатлений от прочитанного
произведения в высказывании (не менее 3
предложений) или в рисунке;
Задание на сравнение произведений на одну тему
разных авторов: прозаическое или стихотворное,
жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка,
скороговорка, потешка);
Выразительное чтение стихотворений с опорой на
интонационный рисунок;

Устныйопр http://www.school
ос;
.edu.ru/

1.8. Библиографическая
культура (работа с
детской книгой)

4

1

0

Группировка книг по изученным разделам и
темам; Поиск необходимой информации в
словарях и справочниках об авторах изученных
произведений; Рассказ о своих любимых книгах
по предложенному алгоритму;
Рекомендации по летнему чтению, оформление
дневника читателя;

Промежуто http://www.school
.edu.ru/
чная
аттестация
в
форме
проверки
техники
чтения.;

Итого по разделу:
Повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

43
9
132

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова; В.Г. Горецкий;
Л.А. Виноградская); М.: Просвещение; 2011 г.;
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова; В.Г. Горецкий;
Л.А. Виноградская); М.: Просвещение; 2011 г.;
3. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение; 2013 г.;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
3. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2013 г.
4. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. / М.: Просвещение, 2011 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.school.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Ноутбук.2.Мультимедийный проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1.Ноутбук.
2.Мультимедийный проект

Приложение к РП и КТП по литературному чтению в 1 классе
с учѐтом воспитательного компонента
№
п/п

Наименование раздела/темы

Колич
ество
часов

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

Обучение грамоте
1

Развитие речи

5

2

Слово и предложение

5

3

Чтение. Графика.

70

-Всероссийский урок «Основы безопасности
жизнедеятельности»
- День знаний 01.09
- День окончания Второй мировой войны 03.09
- День солидарности в борьбе с терроризмом
03.09
-День рождения писателя А.К.Толстого (18171875) 05.09
-210 лет со дня Бородинского движения 07.09
-Международный день распространения
грамотности 08.09
-«Мир нужен всем» (к Международному дню
мира) 21.09
- «Экология и энергосбережение»
- Закон и порядок
-День Государственного герба и
Государственного флага Республики Крым 24.09
-День работника дошкольного образования 27.09
-Международный день пожилых людей 01.10
-Международный день музыки 01.10
- Безопасность на дороге
-День учителя 05.10-День отца в России 16.10
-День Конституции Республики Крым 21.10
-Международный день школьных библиотек
25.10
-День рождения писателя С.Я.Маршака (18871964) 03.11
-День народного единства 04.11
-День рождения писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка
(1852-1912) 05.11
-День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников органов
внутренних дел России 08.11
-День начала Нюрнбергского процесса 20.11
_День матери в России 27.11
-День Государственного герба Российской
Федерации 30.11
-«Школа безопасности»;
- «Экология и энергосбережение»
- Закон и порядок
- Международный день памяти жертв фашизма
- День Неизвестного солдата 03.12
-Международный день инвалидов 03.12
-День добровольца (волонтѐра) в России 05.12
-Международный день художника 08.12

4

Систематический курс

43

Повторение

9

Итого:

132 ч

-День Героев Отечества 09.12
-День Конституции Российской Федерации 12.12
-День принятия Федеральных Конституционных
законов о Государственных символах Российской
Федерации 25.12
-День Республики Крым 20.01
-День российского студенчества 25.01
-«Час кода».
-День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады 27.01
-День памяти жертв Холокоста 27.01
-80 лет со дня победы Вооружѐнных сил СССР
над армией гитлеровской Германии в 1943 году в
Сталинградской битве 02.02
- «Добрый поступок украшает человека» 02.02
-День российской науки 08.02
-«Цени свою жизнь»
-«Школа безопасности»;
-День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества 15.02
-Международный день родного языка 21.02
- Всемирный день гражданской обороны
- Всемирный день Земли 22.04
- День пожарной охраны
- День защитника Отечества 23.02
- «Вспомним всех поименно» (партизанское
движение)
-200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского 03.03
-Международный женский день 08.03
- День воссоединения Крыма с Россией 18.03
-Всемирный день театра 27.03
-День космонавтики 12.04
-День памяти о геноциде советского народа
нацистами в годы Великой Отечественной войны
19.04
-Праздник Весны и Труда 01.05
- День Победы советского народа в Великой
Отечественной войне 09.05
-240 лет со дня основания Черноморского флота
13.05
-День детских общественных организаций 19.05
-День славянской письменности и культуры 24.05
-День защиты детей 01.06
-День России 12.06


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».