Астрономия 10-11-класс

Предметные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам
обучения в 10–11 классах:
 получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней; узнать о средствах, которые
используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в
недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
 узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли
наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе
астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
 узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к
революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы,
управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
 на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на
основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя
всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
 узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе
парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет,
метеороидов и нового класса

небесных тел карликовых планет.
 получить представление о методах астрофизических исследований и законах физиких, которые используются для
изучения физически свойств небесных тел.
 узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на
основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от
Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
 узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении
звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать,
как рождаются, живут и умирают звёзды.
 узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как
астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
 Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые
химические элементы.
 Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные
скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть
через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
 Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров,
распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

 Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о
конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
 Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о
нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что
наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
 Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой
отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
 Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска
внеземных цивилизаций и связи с ними.
 Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий,
измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений,
измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры
ирасстояния между ними. Какие физические условия встречаются вних.
Вселенная расширяется.Где и как работают самые крупные оптические
телескопы. Какастрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что
увиделигравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движетсяпо
эклиптике.

Планеты

совершают

петлеобразное

движение.Небесные

координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как
строятэкваториальную

систему

небесных

координат.

Как

строятгоризонтальную систему небесных координат.Видимое движение
планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое
движение

планет.Эклиптика,

зодиакальные

созвездия.

Неравномерное

движениеСолнца по эклиптике.
Движение Луны и затменияФазы Луны и синодический месяц, условия
наступления солнечного илунного затмений. Почему происходят солнечные
затмения. Сарос ипредсказания затмений. Время и календарьЗвёздное и
солнечное время, звёздный и тропический год.Устройство лунного и
солнечного

календаря,

проблемы

ихсогласования

Юлианский

и

григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательствовращения
Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определениерасстояния до них,
парсек.

Законы Кеплера
Открытие

И.Кеплером

законаВсемирного

законов

тяготения

и

движения

планет.

Открытие

обобщённые

законы

Кеплера.

Определениемасс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты

первой

и

второй

космической

скорости

и

их

физическийсмысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта
кпланете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный
междуЛуной

рельеф
и

и

Землёй.

его

природа.

Удаление

Приливное

Луны

от

Земли

взаимодействие
и

замедление

вращенияЗемли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планетыгиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и ПоясКойпера.
Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Рольпарникового
эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй.
Какпарниковый эффект греет поверхность Земли и перегреваетатмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбитспутников Марса Фобоса и
Деймоса.
Планеты-гиганты

Физические

свойства

Юпитера,

Сатурна,

Урана

и

Нептуна.Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа
колецвокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа

и

группастероидов

движение

Троянцев

и

астероидов.
Греков.

Специфика

Природа

и

движения

движение

комет.

ПоясКойпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты.
Связьмежду метеорными потоками и кометами. Природа каменных
ижелезных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство

и

характеристики

телескопов

рефракторов

и

рефлекторов.Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температурыи
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы.Солнечная
активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерныйисточник
энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода,перенос энергии
из центра Солнца наружу, конвективная зона.Нейтринный телескоп и
наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение

основных

светимости,температуры

и

характеристик
химического

звёзд:

состава.

массы,

Спектральная

классификациязвёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный
класс» —светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности.Строение звёзд красных
гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — пределЧандрасекара.
Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр иих параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения

двойных

и

кратных

звёзд.

Затменно-переменные

звёзды.Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные
звёзды,кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью
ипериодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, покоторым
определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёздыХарактеристики вспышек новых звёзд.
Связь новых звёзд с теснымидвойными системами, содержащими звезду
белый карлик.Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности
белогокарлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристикивспышек
сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карликас массой
Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышкасверхновой
первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своейэволюции — взрыв
сверхновой

второго

звёзд.Эволюция

типа.

звёзд:

продолжительности

рождение,
жизни

главнойпоследовательности.
сверхгигантыпосле

Наблюдение

остатковвзрывов

жизнь

звёзд
Переход

исчерпания

и

смерть

разной
в

водорода.

сверхновых
звёздРасчёт

массы

красные
Спокойная

гиганты

на
и

эволюция

маломассивныхзвёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием
нейтроннойзвезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение
возрастазвёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции
звёзд.

Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике
Как

образуются

отражательные

туманности.

Почему

светятсядиффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений.Наблюдаемые
свойства шаровых звёздных скоплений. Распределениеи характер движения
скоплений в Галактике. Распределение звёзд,скоплений, газа и пыли в
Галактике.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические
лучи.Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики
иобнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.
Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдениякосмических
лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как

классифицировали

диаграммаХаббла.

галактики

Свойства

неправильныхгалактик.

Красное

по

форме

спиральных,
смещение

в

и

камертонная

эллиптических
спектрах

и

галактик

и

определениерасстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа

активности

галактик,

радиогалактики

и

взаимодействующиегалактики. Необычные свойства квазаров, их связь с
ядрами галактики активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые
излучение,температура

свойства
и

скоплений
масса

галактик,

рентгеновское

межгалактического

газа,

необходимостьсуществования тёмной материи в скоплениях галактик.

Оценка

массытёмной

материи

в

скоплениях.

Ячеистая

структура

распределениягалактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксыклассической
космологии.
Закон

всемирного

тяготения

и

представления

о

конечности

ибесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс ипротиворечия
между

классическими

представлениями

о

строенииВселенной

и

наблюдениями. Необходимость привлечения общейтеории относительности
для построения модели Вселенной. Связьмежду геометрических свойств
пространства Вселенной сраспределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь

средней

плотности

игеометрическими

свойствами

неевклидовагеометрия

Вселенной.

Вселенной.Модель
Образование

«горячей

химических

материи

с

законом

Вселенной.
Определение

Вселенной»

элементов

во

и

расширения

Евклидова
радиуса

реликтовое

Вселенной.

и

и

возраста
излучения.

Обилие

гелия

воВселенной и необходимость образования его на ранних этапахэволюции
Вселенной. Необходимость не только высокой плотностивещества, но и его
высокой температуры на ранних этапах эволюцииВселенной. Реликтовое
излучение — излучение, которое осталось воВселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на раннихэтапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые
привлечение

свойства
общей

реликтовогоизлучения.

теорииотносительности

для

Почему

необходимо

построения

модели

Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и
открытиеускоренного

расширения

Вселенной.

Открытие

силы

всемирногоотталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по
мерееё расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения

за

движением

звёзд

и

определения

масс

невидимыхспутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение.
Методыобнаружения

экзопланет.

Оценка

условий

на

поверхностяхэкзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для
жизнина них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни
воВселенной. Современные оценки количества высокоразвитыхцивилизаций
в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналоввнеземным
цивилизациям.

Поурочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю: II полугодие 10
класса – I полугодие 11 класса.
№

Тема

Часов

ДЗ

Примечание

урока
Глава 1. Введение в астрономию (1 час)
Структура и масштабы Вселенной. 1
Далекие глубины Вселенной.

1

§ 1, 2

Уроклекция

Глава 2. Астрометрия (5часов)
2

Звездное

небо.

Небесные 1

§ 3, 4

координаты.
3

Видимое

лекция

движение

планет

и1

§5

Солнца.
4

УрокУроклекция

Движение Луны и затмения.

1

§6

Уроклекция

5

1

Время и календарь.

§7

Уроклекция

6

Астрометрия.

1

Уроксеминар

Глава 3. Небесная механика (3часа)
7

Система мира.

1

§8

Уроклекция

8

Законы движенияпланет.

1

§9

Уроклекция

Космические

9

скорости. 1

Межпланетные перелеты.

§
10,11

Уроклекция

Глава 4. Строение солнечной системы (7 часов)
1

Современные

0

Солнечной системе. Планета Земля.

1

Планета Земля

1

представления 1

§ 12

Уроклекция

1

§13

Уроклекция

1

Луна и ее влияние на Землю.

1

§ 14

2
1

лекция
Планеты земной группы.

1

§ 15

3

Уроклекция

Планеты-гиганты.
1

Урок-

Планеты- 1

§ 16

карлики.

Уроклекция

4
1
5

Малые тела Солнечной системы.
Современные

представления

§

о 1

17,18

происхождении

Уроклекция

Солнечнойсистемы.
1

Строение солнечной системы.

1

-

Урок-

6

семинар
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия (7 часов)

1

Методы

астрофизических 1

7

исследований.

1

Солнце.

§ 19

лекция
1

§ 20

8
Внутреннее строение и источники

9

энергии Солнца.

2

Основные характеристики звезд.

1

§ 21

Уроклекция

1

§ 22

0
1

Уроклекция

1

2

Урок-

Уроклекция

Белые карлики, нейтронные звезды,
пульсары и черные дыры.

1

§ 23,24

Уроклекция

2

Двойные, кратные и переменные 1

2

звезды.

2

Новые и сверхновые звезды.

§ 25

лекция
1

§ 26

3
24

УрокУроклекция

Эволюция звезд

1

§ 27

Уроклекция

Глава 6. Млечный путь (3 часа)

2

Газ и пыль в галактике.

1

§ 28

5

Уроклекция

2

Рассеянныеи

6

шаровые звездные скопления.

2

Сверхмассивная

7

центре

1
черная

дыра

§29

Уроклекция

в1

§ 30

Уроклекция

галактики.
Глава 7. Галактики (3
часа)
2

Классификация галактик.

1

§ 31

8
2

лекция
Активные галактики и квазары.

1

§ 32

9
3

Урок-

Уроклекция

Скопления галактик.

1

§33

Урок-лекция

0
Глава 8. Строение и эволюция вселенной (2 часа)
3

Конечность

1

вселенной –

и

бесконечность 1

§

34,

35

парадоксы

Уроклекция

классической

космологии.
Модель
3

горячей

вселенной 1

§,36

иреликтовое излучение.

Уроклекция

2

Глава 9. Современные проблемы астрономии (2 часа)
Ускоренное расширение вселенной
3

и темная энергия. Обнаружение 1

3

планет

§ 37

Уроклекция

около других звезд.
Обнаружение планет возле других 1
звезд

§38

Урок-лекция

3

Поиск

жизни

4

вселенной.

и

разума

во 1

§ 39

Уроклекция

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Основное содержание

Предметные результаты

Дата

п/п
Введение (1 ч)
1.

Введение
астрономию

в Астрономия

–

наука

о

космосе.

Понятие Знать/понимать:что

Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. астрономия;роль

изучает
наблюдений

Далёкие глубины Вселенной

вастрономии;значениеастрономии;что

Ресурсыурока: § 1, 2

такоеВселенная;
структуру и масштабыВселенной

Астрометрия (5 ч)
2.

3.

Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные Знать/понимать:
созвездия Северного полушария

что

Ресурсы урока: § 3

некоторых

Небесные

Небесный

экватор

координаты

горизонтальные,

и

небесный

экваториальные

созвездий,

названия
их

меридиан; конфигурацию, альфукаждого из этих
координаты; созвездий; основные точки, линии
икруги на небеснойсфере:горизонт,

кульминации светил.
Горизонтальная

такоесозвездие;

система

координат. полуденнаялиния, небесныймеридиан,

Экваториальная система координат

небесныйэкватор, эклиптика, зенит,

Ресурсыурока: § 4

полюсмира,

осьмира,

точки

4.

Видимое

Эклиптика,

движение

неравномерное движение Солнца по эклиптике

планет
5.

точка

весеннего

равноденствия, равноденствий

и Ресурсы урока: § 5

о

солнцестояний;

высоте

полюсамира

надгоризонтом;

основные

Солнца

понятиясферической

Движение Луны Синодический месяц, узлы лунной орбиты,

практическойастрономии:

и затмения

кульминация ивысота светила над

почему

происходят

затмения,

Сарос

предсказания затмений
Ресурсыурока: Учебник, § 6
6.

теорему

и

Время
календарь

и Солнечное
солнечный

и

звёздное
календарь,

григорианский календарь

время,

лунный

юлианский

и

горизонтом;прямое

восхождение

склонение;

отличие

сутки;

и

между

и новым и старымстилями; величины:
и угловые размеры Луныи Солнца;даты
равноденствий и солнцестояний;угол
наклона

Ресурсыурока: § 7

и

эклиптикик

экватору;

соотношения междумерами и мерами
времени

для

измеренияуглов;

продолжительностьгода; число звёзд,
видимых

невооружённымвзглядом;

принципы

определения

географической широтыи долготы по
астрономическим
причины

и

наблюдениям;

характер

видимого

движения звезд и Солнца, а также
годичного движения Солнца
Уметь:

использовать

звёздную

карту

подвижную

для

следующих

задач:

координаты

звёзд,

а)

решения
определять

нанесённых

на

карту; б) по заданным координатам
объектов (Солнце, Луна, планеты)
наносить их положение на карту; в)
устанавливать карту на любую дату и
время

суток,

иопределять

ориентировать
условия

её

видимости

светил. Решать задачи на связьвысоты
светила

в

географической
наблюдения;
светилав

кульминации
широтой

места

определять
кульминации

с

высоту
и

его

склонение; географическую высоту
места наблюдения; рисовать чертёж в
соответствии с условиями задачи;

осуществлять
системам

переход

к

счетавремени,

разным
находить

стороны света по Полярной звезде и
полуденному Солнцу; отыскивать на
небеследующие

созвездия

и

наиболееяркие

звёзды

в

них:БольшуюМедведицу,
Медведицу

(с

Кассиопею,

Лиру

(сАльтаиром),
Возничий

Малую

Полярнойзвездой),
(сВегой),

Лебедь

(сКапеллой),

Орёл

(сДенебом),
Волопас

(сАрктуром), Севернуюкорону, Орион
(сБетельгейзе),
(сАльдебараном),
Большой Пёс (сСириусом)
Небесная механика (3 ч)

Телец

7.

Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система Знать/понимать:
мира; объяснение петлеобразного
движения

8.

9.

планет;

доказательства

понятия:

гелиоцентрическаясистема

движения мира; геоцентрическаясистема мира;

Земли вокруг Солнца;

синодическийпериод;

годичный параллакс звёзд

звёздныйпериод;

Ресурсы урока: § 8

горизонтальныйпараллакс;

угловые

размерысветил;

перваякосмическая

Законы

Обобщённые законы Кеплера и определение

скорость;

втораякосмическая

движения

масс небесных тел

скорость;

способы

планет

Ресурсыурока: § 9

определенияразмеров и массыЗемли;

Космические

Первая

перелёты

Ресурсыурока: § 10, 11

и

вторая

космические

скорости; способы определения расстояний до
скорости и
оптимальная полуэллиптическая орбита КА к небесных тел и их масс по
межпланетные планетам, время полёта к планете
законуКеплера;
законы

Кеплера

и

их

связь

с

закономтяготения
Уметь: применять законы Кеплераи
закон

всемирного

объяснении
космических
задачи

тяготения

движения
аппаратов;

нарасчёт

планет

при
и

решать

расстояний

по

известному параллаксу (и наоборот),
линейных

и

угловых

размеров

небесных тел, расстояний планет от
Солнца и периодов их обращения по
третьему закону Кеплера
Строение Солнечной системы (7 ч)
10.

Современные

Об отличиях планет земной группы и планет- Знать:

происхождениеСолнечной

представления о гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о системы; основные закономерности в
строении
составе

11.

12.

и поясе Койпера и облаке комет Оорта

Солнечнойсистеме;
космогоническиегипотезы;

Ресурсыурока: § 12

Солнечной

системаЗемля–Луна;

системы

движенияЗемли;

основные
формаЗемли;

Планета Земля Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и природаЛуны;

Луна
влияние
Землю

и

общая

влияние парникового эффекта на климат Земли

характеристикапланет земной группы

Ресурсыурока: § 13

(атмосфера,

поверхность);

общая

планетприрода характеристика
поверхность);
на приливов и отливов на Земле и их влияние на гигантов(атмосфера;
движение Земли и Луны; процессия земной оси и спутники и кольца планет- гигантов;
её Формирование

поверхности

Луны;

движение точки весеннего равноденствия

астероиды

иметеориты;

Ресурсыурока: § 14
13.

Планеты земной Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; кометы иметеоры
группы

14.

15.

16.

поясастероидов;

исследования

планет

земной

группы Уметь: решать задачи на расчёт

космическими аппаратами

расстояний по известному параллаксу

Ресурсыурока: § 15

(и наоборот), линейных и угловых

Планеты-

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и размеров небесных тел, расстояний

гиганты.

Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике планет от Солнца и периодов их

Планеты-

Юпитера Ио; природа колец вокруг планет- обращения

карлики

гигантов; планеты-карлики

Кеплера.

Ресурсыурока: § 16

Солнечной системы и справочными

Малые

тела Физическая природа стероидов

данными;

по

третьему

закону

Пользоватьсяпланом
определять

по

Солнечной

и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; астрономическому календарю, какие

системы

природа метеоров и метеоритов

планеты и в каких созвездиях видны

Ресурсыурока: § 17

на небев данное время; -находить

Современные представления о

планеты на небе, отличая их от звёзд;

Современные

представления о происхождении Солнечной системы

применять законы Кеплера и закон

происхождении Ресурсыурока: § 18

всемирного тяготенияпри объяснении

Солнечной

движения

системы

аппаратов.

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

планет

и

космических

17.

Методы

Принцип действия и устройство телескопов, Знать:

основныефизические

астрофизическ рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и характеристики
их
Солнце

масса,

размеры, температура; схему строения

радиоинтерферометры

исследований Ресурсы урока: § 19
18.

Солнца:

Солнцаи

физическиепроцессы,

Определение основных характеристик Солнца; происходящие
строение солнечной атмосферы; законы излучения атмосфере;

в

его

основные

недрах

и

проявления

абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы солнечной активности, их причины,
и пятен; проявление солнечной активности и её периодичность и влияние наЗемлю;

19.

Внутреннее
строение

20.

влияние на климат и биосферу Земли

основные

характеристики

Ресурсы урока: § 20

сравнении

сСолнцем:

Расчёт

температуры

и термоядерный

источник

внутри
энергии

звёзд

в

спектры,

Солнца; температуры,
Солнца

и светимости;

пульсирующие

источник

перенос энергии внутри Солнца; наблюдения ивзрывающиеся

энергии

солнечных нейтрино

расстояния

Солнца

Ресурсы урока: § 21

определения

Основные

Определение основных характеристик звёзд;

единицы

до

звезд;

порядок

звёзд,

способы

иразмеров

звёзд;

характеристик спектральная классификация звёзд; диаграмма

измерениярасстояний:парсек,

и звёзд

«спектр– светимость» и распределение звёзд

световойгод;

на ней; связь массы со светимостью звёзд

закономерности миразвёзд;

главной последовательности; звёзды,

диаграммы «спектр– светимость» и

важнейшие

21.

красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики

«масса–

Ресурсыурока § 22–23

определениямасс

Белые

Особенности строения белых карликов и предел основные

карлики,

Чандрасекара

нейтронные

нейтронные

на

их

звёзды;

массу;

понятие

дыры; температура,

масс; важнейшиепонятия:

двойных

Двойные,

пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и годичныйпараллакс,

переменные

и

определение

их

и связь периода пульсаций со светимостью у них

23.

абсолютная

светимость,

звёздная

величина;

устройство иназначение телескопа;

Ресурсыурока § 24-25

устройство

звёзды
Новые

плотность,

химическийсостав,

дыры.
кратные

22.

параметрысостояния

физическоесостояние;

звёзды, чёрные наблюдения
звёзд

способ

двойныхзвёзд;

и звёздноговещества:

пульсары
чёрной

светимость»;

и Наблюдаемые проявления

взрывов новых

и

назначение

и рефракторов ирефлекторов

сверхновые

сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов Уметь:

применять

звезды

сверхновых звёзд

основныеположения

Ресурсыурока § 26

физических теорий при объяснении

ведущих

Эволюция

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на природы Солнца и звёзд; решать

звёзд

диаграмме

«спектр–светимость»; задачи на расчёт расстояний до звёзд

гравитационный коллапс и взрыв белого карлика по известному годичному параллаксу
в двойной системе из-за перетекания на него и обратные, на сравнение различных
вещества звезды- компаньона; гравитационный звёзд по светимостям, размерам и

коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. температурам;
Оценка возраста звёздных скоплений

анализироватьдиаграммы

Ресурсыурока § 27

светимость» и «масса– светимость»;
находить

на

«спектр–

небезвёзды:

альфы

МалойМедведицы,

альфыЛиры,

альфыЛебедя,

альфыОрла,

альфыОриона,

альфыБлизнецов,

альфыВозничего, альфы МалогоПса,
альфы БольшогоПса, альфыТельца
Млечный путь (3 ч)
24.

Газ и пыль в Наблюдаемые характеристики отражательных и Знать: понятиетуманности; основные
Галактике

диффузных туманностей; распределение их вблизи физические параметры, химический
плоскости

25.

Рассеянные

спиральная

структура состави распределение межзвёздного

Галактики

вещества

вГалактике;

Ресурсыурока § 28

примерныезначения

следующих

и Наблюдаемые

свойства

скоплений

и

их величин: - расстояния между звёздами

шаровые

распределение в Галактике

в окрестности Солнца, их число в

звёздные

Ресурсы урока § 29

Галактике,

скопления
26.

Галактики;

её

размеры,

инфракрасныйтелескоп;

СверхмассивнаНаблюдение за движением звёзд в центре оценка массы и размеров чёрной дыры

я чёрная дыра Галактики в

по движению отдельных звёзд.

в

инфракрасный

телескоп;

оценка

массы

и Уметь: объяснять причиныразличия

центре

размеров чёрной дыры по движению отдельных видимого

Млечного

звёзд

распределения

Пути

Ресурсы урока § 30

межзвёздного

и

истинного
звёзд,
вещества

и

галактик на небе;
находить расстояниямежду звёздами в
окрестности Солнца, их число в
Галактике, её размеры; оценивать
массу и размер чёрной дыры по
движению отдельных звёзд
Галактики (3 ч)
27.

Классификаци Типы галактик и их свойства; красное смещение и Знать:
я галактик

определение

расстояний

до

галактик;

закон параметры,

основныефизические
химический

состав

и

Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной распределение межзвёздного вещества

28.

Активные
галактики
квазары

материи в них

в Галактике; примерные значения

Ресурсыурока § 31

следующихвеличин:основные

Природа активности галактик, природа квазаров

галактик,

различия

междуними;

примерное

значениеи

физический

и Ресурсы урока § 32

смысл постоянной Хаббла;

типы

29.

Скопления

Природа скоплений и роль тёмной материи в

возраст наблюдаемых небесных тел

галактик

них; межгалактический газ и рентгеновское

Уметь: объяснять причины различия

излучение от него; ячеистая структура

видимого и истинного распределения

распределения Галактик и скоплений во

звёзд,

Вселенной

галактик на небе

межзвёздного

вещества

и

Ресурсыурока § 33
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
30.

Конечность и Связь

закона

всемирного

тяготения

с Знать:

связь

бесконечность представлениями о конечности и бесконечности тяготения
Вселенной.

Вселенной;

фотометрический

с

парадокс; конечности

законавсемирного
представлениями
и

Расширяющая необходимость общей теории относительности для Вселенной;
ся Вселенная построения модели Вселенной
Ресурсыурока: § 34, 35
31.

бесконечности
что

Модель

Связь средней плотности материи с законом относительности

«горячей

расширения и геометрией Вселенной; радиус и модели

парадокс;
общей

«горячаяВселенная»;

реликтовое

крупномасштабную

излучение

теории

дляпостроения

Вселенной;

Вселенной» и возраст Вселенной
Ресурсыурока: § 36

такое

фотометрический
необходимость

о

понятие
структуру

Вселенной; что такоеметагалактика;
космологические модели Вселенной
Уметь:

использовать

знания

по

физике
и

астрономии

объяснения

для

описания

современной

и

научной

картины мира
Современные проблемы астрономии (3 ч)
32.

Ускоренное

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; Знать: какие наблюденияподтвердили

расширение

наблюдение

Вселенной

34.

звёзд

в

далёких теорию

ускоренного

и галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной;

тёмная энергия Вселенной;

33.

сверхновых
природы

силы

всемирного понимают

что
под

расширения
исследователи

тёмнойэнергией;

отталкивания

зачем в уравнение Эйнштейна была

Ресурсыурока: § 37

введена

Обнаружение Невидимые

спутники

у

экзопланет;

космологическая

методы постоянная;

звёзд;

экзопланеты

условия

с возникновенияпланет

околозвёзд;

планет возле

обнаружения

других звёзд

условиями

методы

благоприятными для жизни

около другихзвёзд; об эволюции

Ресурсы урока: § 38

Вселенной и жизни воВселенной;

Поиск жизни и Развитие представлений о существовании жизни проблемы
Вселенной;

формула

Дрейка

и

обнаружения

поиска

экзопланет

внеземных

число цивилизаций; формулаДрейка

разума во

во

Вселенной

цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от Уметь:
внеземных цивилизаций и подача сигналов им

использоватьзнания,

полученные по физике и астрономии,

Ресурсыурока: § 39

для

описания

и

объяснения

современной научной картины мира;
обосновывать свою точку зрения о
возможности
существованиявнеземных
цивилизаций и их контактов с нами
Резерв (1 ч)

Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование
следующих видов: текущий, тематический. При этом используются различные
формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, домашняя
практическая работа, тест, устный опрос.
Учебно-методические пособия
Для учителя:
1. Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение
2017.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11
класс, В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010 г.;
3. Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П.
Левитана. - Волгоград: Учитель, 2006 г.
4. Демченко Е. А. Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е.П.
Левитана. - Волгоград, Учитель 2003 г.
5. Воронцов-Вельяминов Б. А. Методика преподавания астрономии в средней
школе. Пособие для учителя, М. Просвещение 1985.
Для учащихся
1.Чаругин В.М. Астрономия 10 – 11 класс (базовый уровень), М. Просвещение
2017.
1. http://school-collection.edu.ru
образовательных ресурсов.

Единая

коллекция

цифровых


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».