География 10-11 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
личностным результатом обучения географии в основной школе является
-сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к
Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уверенности в его великом будущем,
готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и
профессиональной деятельности;
-сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного
и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и
совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных
мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным
явлениям в общественной жизни; готовность к защите Отечества, к службе в
Вооружённых Силах Российской Федерации;
-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур,
различных форм общественного сознания науки, искусства, морали, религии,
правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;
-сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе
на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского
гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем
человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной
деятельности
(образовательной,
учебно-исследовательской,
коммуникативной и др.);
-сформированность толерантности сознания и поведения личности в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
-сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественнополезной,
учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
-сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к
человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность,
свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг), компетентность
решении моральных дилемм и осуществлении нравственного выбора; приобретение
опыта нравственно ориентированной общественной деятельности; готовность и
способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
-сформированность основ эстетической деятельности как части духовнопрактического освоения действительности форме восприятия и творческого
созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического
2

творчества, спорта, общественных отношений, отношения к природе; принятие и
реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни (потребность в
занятиях
физкультурой
и
спортивно-оздоровительной
деятельностью,
отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению);
-бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание
основных оздоровительных технологий; осознанный выбор будущей профессии на
основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации
собственных жизненных планов; гражданское отношение к про-фессиональной
деятельности как возможности личного участия решении общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- основы экологического мышления, осознание влияния общественной
нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной
среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
-ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы,
ответственности — и их реализация в отношении членов своей семьи.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
по географии выпускниками старшей школы должны отражать:
-умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах
деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и
внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать
различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных
ситуациях;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и
планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и
коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать
конфликты;
-владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение
целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и
плана их проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование
количественных и качественных методов обработки и анализа полученных данных;
построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и формулирование
выводов; представление результатов исследования в заданном формате, составление
текста отчёта и презентации с использованием информационных и
коммуникационных технологий);
-готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и
самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными
целями и задачами; умение систематизировать информацию по заданным
признакам, критически оценить и интерпретировать информацию;
-умение хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, умение
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
умение включать внешкольную информацию в процесс общего базового
образования);
-умение строить логическое доказательство;
3

-умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических экономических событиях, оценивать их
последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
-умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи,
схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных
предметных областях, исследовательской и проектной деятельности;
-умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры;
знание роли и особенностей естественных, формализованных и формальных языков
как средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с
целями задачами деятельности.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
- освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих
географии, а также поддерживать избранное обучающимися направление
образования.
-предметные результаты на базовом уровне должны отражать:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества;
-владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических экологических процессов и проблем;
-сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
-владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
-владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
-владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
-владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
-сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных социально-экономических
аспектах экологических проблем

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздела/
темы

Содержание

Кол-во
часов

Кол-во
практических
работ

10 класс
Раздел I
Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.

Введение.
Общая характеристика мира
Современная политическая карта мира
Природа и человек в современном мире
География населения мира
Научно-техническая революция и мировое хозяйство
География отраслей мирового хозяйства
Повторение по теме: Общая характеристика мира

ВСЕГО
Раздел II
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Раздел III
Тема 12.

11 класс
Региональная характеристика мира
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия. Австралия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Россия в современном мире
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества
Повторение по теме: Региональная характеристика мира

ВСЕГО
ИТОГО

1
32
5
5
6
5
11
1
34
30
6
9
3
5
4
3
3
3
1
34
68

2
2
2
1
1
8

1
1
1
1
1
1
6
14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «География», 10 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Социально-экономическая география в системе географических наук.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с
ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического
сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории.
Аэрокосмические
методы
географических
исследований.
Метод
моделирования.
Геоинформационные системы.
Раздел 1. Общая характеристика мира (32 часа)
Тема 1. Современная политическая карта мира (5 часов)
Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты
мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех
остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления:
абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos власть) монархии.
Республики. Государства в составе Содружества. Унитарные государства и федерации. Что
такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.
Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий
(Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия).
Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления
государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте
5

мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства
возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.
Практическая работа № 1. Составление таблицы «Формы государственного правления и
административно-территориального деления стран мира».
Практическая работа № 2. (итоговая) Характеристика политико-географического
положения страны (по выбору).
Тема 2. Природа и человек в современном мире (5 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер
проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды.
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные
сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы
природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы
регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа № 3. Нанесение на контурную карту мира основных топливно-рудных
бассейнов Земли.
Практическая работа № 4. (итоговая) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран
мира (по выбору)
Тема 3. География населения мира (6 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая,
возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая
ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира.
Практическая работа № 5. (итоговая) Сравнительная оценка трудовых ресурсов и
занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
Практическая работа № 6. Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)
Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология,
производство, управление.
Эволюционный и революционный пути развития.
Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе
развития стран мира
Практическая работа № 7. (итоговая) Анализ основных факторов размещения
производства в мире.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших
отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие
фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и
регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа № 8. Составление экономико-географической характеристики одной
из отраслей промышленности мира.
Повторение (1 час)
Повторение по теме: Общая характеристика мира

Содержание учебного предмета «География», 11 класс (34 часа)
6

Раздел 2. Региональная характеристика мира (30 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям
географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны
(главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые
страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития
крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также
Австралии.
Тема 6. Зарубежная Европа (6 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны
Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.
Практическая работа № 1. (итоговая) Составление сравнительной экономикогеографической характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия и Океания (9 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия.
Австралийский Союз.
Практическая работа № 2. (итоговая) Построение картосхемы и диаграммы
экономических связей крупных стран Азии (по выбору).
Тема 8. Африка (3 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона.
Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Тема 9. Северная Америка (5 часов)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Практическая работа № 3. Сравнительная характеристика хозяйства главных
экономических районов США.
Тема 10. Латинская Америка (4 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской
Америки. Бразилия.
Практическая работа № 4. (итоговая) Составление экономико-географической
характеристики одной из развивающихся стран мира (по выбору).
Тема 11. Россия в современном мире (3 часа)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение
России. ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики
населения. Место России в мировом хозяйстве.
Практическая работа № 5 Составление маршрута путешествия по одной из стран мира
(презентация).
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (3 часа)
Тема 12. Глобальные проблемы человечества (3 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
7

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Практическая работа № 6. (итоговая) Характеристика основных глобальных проблем
мира.
Повторение (1 час)
Повторение по теме: Региональная характеристика мира

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».